По мнению разных психологов, период жизни человека от 28 до 35 лет, включает в себя кризисный этап, условно называемый «кризисом 30 лет». Этот кризис нередко проявляется на фоне беспокойств и сомнений и связан с подведением итогов первых тридцати лет жизни и переосмыслением своего жизненного пути. О том насколько распространен такой кризис у женщин, можно посмотреть в заметке «Кризис 30 лет у женщин. Неизбежность?» https://www.b17.ru/blog/59956/.
Для начала разберемся с тем, что такое вообще личностный кризис.В советской психологии в первой половине 20 века выделение критических, «переходных возрастов» впервые предложил П.П. Блонский, который ввел понятие «критический период», связанный с прерывистостью развития. Блонский определял кризис как скачок в развитии человека [1].
Интересно, что в китайском языке слово «кризис», состоит из двух иероглифов, один из которых обозначает «опасность», а другой иероглиф обозначает «возможность» или «критическая точка». Исходя из этого, кризис можно рассматривать как процесс, содержащий и опасность, и потенциал для личностного роста, или иными словами как полный опасности шанс.И, действительно, когда в кризисный период нет сил идти привычным путем или возникает ощущение тупика, то появляется дополнительный стимул для изменений в жизни и расширения сознания. И весьма вероятен тот самый «скачок» в развитии, о котором писал Блонский, когда человек находит новые ресурсы и пути. Это происходит в случае благоприятного прохождения кризиса.
Опасность кризисного периода заключается в застревании на долгое время в состоянии опустошенности, нереализованности или бесперспективности, что грозит затянувшейся депрессией, ростом проблем или возможной деформацией личности. Про ощущения опустошенности, нереализованности и бесперспективности во время кризиса можно почитать в заметке «Кризис: восприятие прошлого, настоящего и будущего» https://www.b17.ru/article/78019/.
В кризисный период человек как будто теряет привычное чувство равновесия. Об этом писал Игорь Кон, известный психолог и один из основателей современной российской социологической школы [2]. По мнению И. Кона «слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности.
Потеря ощущения равновесия и переосмысление ценностей происходит на фоне несоответствия между Я-идеальным и Я-реальным. В течение некоторого времени возрастной кризис вызревает как-бы изнутри, и порой при наступлении события, действующего как «спусковой крючок», человека неожиданно «накрывает» ощущение кризиса, которое также может возникать постепенно, проникая в восприятие жизни.
По мнению Карпинского К.В. [3], изучавшего проблему возрастных и ситуативных кризисов в начале 21-го века, смысложизненного кризис – это кризис личностного развития, порождаемый: 1) отсутствием смысла жизни на почве неспособности личности его определить; 2) обесцениванием, переоценкой смысла, ранее освещавшего и направлявшего жизнь; 3) утратой смысла жизни в критической жизненной ситуации; 4) исчерпанием смысла жизни в процессе реализации; 5) дисгармоничностью смысла жизни по содержательным, структурным, функциональным и динамическим параметрам;
6) неоптимальной стратегией практической реализации смысла жизни.
Карпинский К.В. предлагает следующее определение смысложизненного кризиса – это такое событие жизненного пути, которое возбуждает персоногенные переживания, связанные с глубокой и интенсивной переработкой ценностно-смыслового опыта личности.
Почему у женщин примерно в тридцать лет велика вероятность наступления кризиса?Психолог Бернард Ливехуд среди семилетних фаз в жизни взрослого человека отмечает фазу «подтверждение и сличение найденных основ жизни», которая приходится на период от 28 до 35 лет [4]. С юности человек строил планы, действовал и добивался определенных целей, исходя из своих убеждений и представлений о жизни (21-28 лет – фаза «завоевание жизненного базиса»)… И вот, приближаясь к тридцати годам, он видит «плоды» своей деятельности, основанной на определенных представлениях о жизни. Для одних людей этот период может быть подтверждением, что они идут правильной дорогой, для других – кризисом с сильной фрустрацией от несбывшихся ожиданий и не подтверждением «основ жизни» (системой жизненных представлений и установок).
Психолог Дэниел Дж. Левинсон выделяет в жизни человека «переход 30-летия», происходящий в возрасте от 28 до 33 лет [5]. Этот период Левинсон называет «время сомнений и неудовлетворенности».
Гейл Шихи в книге «Возрастные кризисы» пишет о переходе 28–32 лет, в котором наиболее ярко идут процессы по переоценке жизненных ценностей, целей, окончательно решаются конфликты юношеского периода, идет поиск места в обществе взрослых и приобретаются новые обязанности [6].
Психолог Б.С. Братусь выделяет один из периодов жизни, с прохождением которого часто связаны личностные сдвиги: возраст 28–34 года [7]. По мнению Братуся негативные переживания в кризисах связаны с осознанием человеком угнетающего расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, между желаемым и возможным.
Моргун В.Ф. и Ткачева Н.Ю. переход к «расцвету» (около 30 лет) определяют как возрастной кризис, связанный с пересмотром сложившихся представлений о жизни. Психологи отмечают, что тяжесть кризиса является следствием недостаточной подготовленности личности к жизни и деятельности, и недостаточно благополучно прошедшей эпохи самоопределения [8].
Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев считают кризис 27-33 лет одним из кульминационных моментов в развитии, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие человека внутри общности [9].
По данным Росстата средняя продолжительность жизни в России за последние десять лет составляет около семидесяти лет. При этом мужчины в России в среднем живут 64.1 год, а женщины – 75.6 лет. Таким образом, тридцатилетие для большинства российских женщин не является серединой жизни. Однако еще в 20-х годах прошлого века для многих россиян вторая половина жизни наступала уже после двадцати лет. Согласно информации Росстата в 1926-1927 годах в Европейской части РСФСР средняя длина жизни была около 43 лет (40.2 года у мужчин и 45.6 лет у женщин).
В конце девятнадцатого века в 50 губерниях Европейской России продолжительность жизни была в среднем 30.5 лет. То есть после тридцатилетия для многих россиян того времени наступал не период с горизонтом в десятки лет, а конец жизни…Возможно, что это относительно недавнее прошлое нашей страны вносит еле уловимый вклад в восприятие тридцатилетия у некоторых личностей как заката жизни, когда все возможности уже позади.
Впрочем, у большинства мужчин кризис 30 лет происходит часто «по касательной», то есть почти не заметно. С женщинами в России иная ситуация. Раньше в акушерстве был термин «старородящая». Так называли женщин после 25 лет, ожидающих первого ребенка.
Репродуктивный период у женщин в среднем меньше чем у мужчин. Кроме того для многих молодых женщин создание семьи, рождение и воспитание детей имеет больший вес в жизненных ценностях чем у молодых мужчин. Часть населения считает, что женщина без детей или без мужа является неполноценной. Есть русская поговорка: «бабий век – короткий». Это и о рождении детей и о культе молодости в России, когда женщину, которой за 40 могут назвать старушкой. Так, что уже в 30 лет по этим причинам у некоторых женщин начинаются переживания об ушедших годах и бесперспективности.
По мнению психологов Абрамовой Г.С. [10] и Тенн О.Р. [11] женщины более тонко и глубоко осознают негативное развитие жизненного плана и отсутствие реализации основных профессиональных и возрастных программ переходного периода развития в возрасте от 30 до 35 лет.
В заключении отмечу, что по моим наблюдениям и тестированию, если женщина в тридцать лет не замужем и без детей, то кризиса у нее может и не быть. И если женщина замужем и родила, то она не застрахована от кризиса 30 лет.
Вот, например, что мне написала одна женщина в 33 года, у которой есть муж и ребенок: «Очень интересные тесты, заставляют глубоко задуматься, попали именно в точку, ибо для меня все эти вопросы, что в них задаются, очень актуальны, я сама себе их задаю каждый день по несколько раз». По тесту у нее был кризис средней интенсивности.
Литература:1. Блонский П.П. Возрастная педология. – М., Л., 1930. – 364 с.2. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание/ И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.3. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. – 108 с.4. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. – Калуга: Духовное познание, 1994. – 217 с.5. Левинсон Д. Времена года в жизни человека, Ballantine Books, 1979. – 363 с.6. Шихи Гейл. Возрастные кризисы. – М.: Ювента, 1999. – 301 с.7. Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – 1980. – № 2. – С. 3–12.8. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии – М.: МГУ, 1981. – 79 с.9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для ВУЗов/– М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.10. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
11. Тенн, О.Р. Особенности совладающего поведения женщин переходного возраста (30-35 лет), переживающих экзистенциальный кризис // Вестник Южно-уральского государственного университета.− 2010. № 17. – С. 93-98.
Если предыдущий тип кризиса был связан, по сути, со страхом за свое будущее, то этот целиком и полностью завязан на прошлое. Кризис среднего возраста подразумевает, что однажды вы просыпаетесь и на вас накатывает незваный ужас: всё, чего вы добились к настоящему моменту, как будто теряет всякий смысл. Работа, дом, партнер, дети — всё кажется унылым и бессмысленным: дело, на которое потрачена вся жизнь, не приносит удовольствия, любовь и влюбленность кажутся далекими, а дети, скорее всего, так заняты своими делами, что едва ли обращают на вас внимание. Именно в связи с этим этапом принято вспоминать клише вроде покупки дорогих машин, злоупотребления алкоголем, тяги к романам с более молодыми партнерами на стороне, неизбежного развода и всяческих попыток прикоснуться к ушедшей молодости. Такие истории мы не раз видели в «Красоте по-американски», «Гринберге», «Большом разочаровании», апатовской «Любви по-взрослому» или в новом «Пока мы молоды».
Термин «кризис среднего возраста» придумал канадский психоаналитик Эллиот Жак. Им он обозначил переходный период жизни, охватывающий время где-то между 40 и 60 годами, когда жизнь теряет краски и начинается переосмысление всего случившегося ранее. Знаменитый психоаналитик Эрик Эриксон, разработавший теорию развития личности, описывал две последние стадии человеческой жизни (зрелость и старость или стагнацию и отчаяние) очень похоже на общие положения кризиса среднего возраста. В частности, Эриксон кратко характеризовал этот жизненный этап двумя вопросами: «Как сделать так чтобы моя жизнь проходила не впустую» и «Как понять, что быть собой незазорно?».
Несмотря на то, что концепция кризиса среднего возраста прочно осела в современной культуре (есть теория, что «Бонд» — результат такого периода в жизни Яна Флеминга), однозначно описать его не легче, чем все вышеперечисленные кризисы. У разных людей он проявляется по-разному, настигает их в разном возрасте, для кого-то становясь положительным опытом, а для кого-то — началом тяжелой депрессии. Финансовое положение, состояние личной жизни и прочие социокультурные факторы сильно влияют на то, случится с человеком кризис среднего возраста или нет.
У многих при словосочетании «подростковый кризис» возникают ассоциации: вспышки гнева, взгляд исподлобья, желание самостоятельности, противопоставление привычным авторитетам своей индивидуальности, отделение от родительских фигур, слезы раскаяния… А может ли в 30 лет ещё не закончиться подростковый кризис?
Что такое «кризис среднего возраста»? Бывает ли он у женщин, и если, да, то, в каком возрасте? А, если в двадцать пять – тридцать (1,2,3…) — сорок не знаешь, ради чего живёшь, что это- депрессия, затянувшийся подростковый кризис или кризис среднего возраста? Что делать, если ты в кризисе? Что называют возрастным кризисом.
Словосочетание «возрастной кризис» психологи используют, чтобы объяснять причины проблем, возникающих, как правило, в определенный период жизни. Сейчас термины «подростковый кризис» и «кризис среднего возраста» общеупотребимы, о них слышал практический каждый, и уже любой подросток может в ответ на упреки родителей развести руки и сказать: «У меня подростковый кризис!». Давайте разберемся, что вкладывают в эти слова специалисты по психике и сколько этих кризисов может быть в жизни одного человека.
Помните из школьного курса истории описание революционной ситуации? «Низы» не могут, а «верхи» не хотят. Не могут больше жить по-старому и не хотят жить по-новому. У человека такие «революционные ситуации» возникают в жизни неоднократно. Только звучит вторая часть этого противоречия чуть иначе: не столько не хочу, сколько не умею, не знаю, как жить по-новому.
Родился ребенок. По-старому, то есть, внутриутробно он жить, естественно, уже не может. И начинает учиться совершенно новым для себя вещам. И это называют кризисом новорожденного. Пошел ребенок в детский сад. Ему надо осваивать сложную науку взаимоотношений в детском коллективе. Прежних навыков общения (с бабушкой или с мамой) не достаточно. И он проходит через свой очередной кризис. Школа предъявляет новые требования, и ребенок переживает так называемый кризис семи лет.
Таким образом, словом «кризис» обозначают переход от старого, привычного к новому, непривычному, от одного этапа жизни к новому этапу. С мобилизацией ресурсов, как правило, с чувством тревоги (неизвестное тревожит), с необходимостью осваивать какие-то новые навыки, приобретать новые привычки. И получается, что кризисов может быть столько, сколько серьезных перемен в жизни переживает человек. Создание своей семьи – это освоение новой территории взаимоотношений и новой социальной роли, супружеской роли. Конечно же, это очередной кризис. Рождение ребенка в семье – это необходимость вновь пересматривать взаимоотношения, взаимную ответственность и учиться быть родителями. И это серьезный кризис. Появление внуков – и мы осваиваем роли бабушек и дедушек, проходя через очередной кризис.
Поиск смысла
В ряду всех этих нормальных возрастных кризисов, через которые мы все проходим, подростковый кризис и кризис среднего возраста занимают особое место.
Подростковый возраст – это возраст перехода из детства во взрослость. Из детской зависимости от родителей во взрослую независимость и ответственность за себя. Подросток уже не хочет быть ребенком, но еще не может быть взрослым, не хочет быть зависимым, но и не может быть ответственным. Отсюда постоянные конфликты между родительским «нельзя» и подростковым «хочу», родительским «надо» и подростковым «не буду».
Ребенок живет своими чувствами и руководствуется требованиями родителей. Подросток, чтобы стать самостоятельным, должен научиться опираться на свои собственные требования к себе. Он должен найти свое собственное «надо», свое собственное «нельзя». Ему нужно решить, какие в его жизни могут быть цели, ради каких задач он будет откладывать реализацию своих текущих желаний, говоря самому себе «надо» или «нельзя». И перед ним встают вопросы: «Что я хочу достичь в жизни?», «Что могу достичь?», «Для чего я живу?» и, наконец, «В чем смысл жизни?».
Подростковый кризис не всегда завершается совершеннолетием. Продолжительному поиску своих собственных ориентиров способствует совместное проживание с родителями, когда родители продолжают давать уже взрослому человеку свои «надо» или «нельзя». Конечно, можно быть взрослым полностью самостоятельным и живя с родителями, и наоборот, обзавестись собственным жильем в другом конце города, но постоянно звонить маме в надежде услышать совет о том, как жить. Да и родители часто только на словах хотят видеть своё выросшее дитя самостоятельным, а на деле постоянно контролируют жизнь взрослого ребёнка советами и т.д. В такой ситуации подростковый кризис может наступить гораздо позже, и в 25 и даже в 30 лет в момент истинного отделения от родителей. Обычно подростковый кризис даёт нам мечты о том, какой мы хотим видеть свою жизнь в будущем.
Кризис среднего возраста
О чем ты мечтала в юности? Может быть о том, что у тебя будет любимый муж, двое детей – мальчик, похожий на тебя, и девочка, похожая на твоего мужа (или наоборот)? А, может, ты мечтала стать известной актрисой или поп-звездой или просто сделать головокружительную карьеру и зарабатывать n-ное количество денег? Купить квартиру в центре Москвы, самую шикарную и безопасную машину и одеваться от известных кутюрье? А может быть, мечтала просто иметь квартиру, семью и любимую работу?
Мы все о чем-то мечтаем в юности. Обычно мечты становятся целями, путь их достижения делится нами на задачи. Мы словно взбираемся на гору, идя к заветной вершине. Мы смотрим вперед и представляем, как реализуется что-то из задуманного, что-то новое появляется на горизонте. Наша жизнь освещается нашими мыслями о будущем, наполняется смыслом. Мы знаем, что еще можем многое успеть, многое получить от жизни. А бывает, что все складывается в жизни так, что наши мечты, освещают нам путь, как далёкие звезды, и мы думаем, что всё успеем потом.
А потом вдруг приходит он – кризис среднего возраста или, как его ещё называют, кризис середины жизни. На самом деле он не имеет определенного возраста. У кого-то этот кризис возникает в 30, у кого-то в возрасте Христа — в 33, у кого-то в 35-40 лет, а у кого-то совпадает с кризисом, связанным с потерей детородных функций. Основная его черта – чувство пустоты и потеря смысла в жизни. Мы вдруг обнаруживаем, что не знаем, куда двигаться дальше, к чему стремиться. Иногда это ощущается как скука, которая появляется все чаще, когда мы остаемся наедине с собой. Часто он возникает вдруг, внезапно, а бывает, что связан с тем, что мы вспоминаем о мечтах юности и сравниваем их с реальностью своей жизни в данный момент. И тогда:
а) Мы понимаем, что уже достигли того, чего хотели, что это максимум, больше стремиться не куда;
б) Вместо достигнутой вершины мы находим плато, где оказалось осуществленным только часть задуманного. Например, карьера, смышленый ребенок, а с мужем в разводе. Или, муж, дети, интересная работа, где тебя ценят, но съемная квартира и постоянно еле хватает денег до зарплаты. Или деньги, карьера, идеальный брак, но нет детей, и уже нет здоровья рожать;
в) Бывает, что кризис среднего возраста начинается, когда что-то случается в жизни. Например, вместо покорённой вершины – крах карьеры или непоправимая и безвременная потеря.
г) Может быть так, что, всё откладывая на потом, мы замечаем, что другие уже давно нас обогнали, а мы вряд ли успеем наверстать упущенное время своей жизни.
Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью переосмыслить свою жизнь, найти новые ориентиры, цели, смыслы, так как старые уже устарели и никак не соответствуют нашей жизни. Т.е, кризис середины жизни – это возможность подумать о себе и своей жизни, подвести какие-то промежуточные итоги, оценить уже с высоты своего собственного опыта, что удалось, чем можешь гордиться, а что хочется улучшить, исправить, изменить, пока ещё есть время и ресурсы. Конечно, в зависимости от того, какой получилась наша жизнь, чувства в этом кризисе бывают разные. Если всё в большинстве своём сложилось так, как хотелось, то это – гордость и легкая грусть о том, что вернуть уже нельзя. Если же многое происходило не в соответствии с нашими собственными представлениями о том, что хорошо, главные чувства – стыд, вина, горечь, и кризис проходит тяжело и болезненно. Тогда необходимо оплакать несбывшиеся надежды, прогоревать об упущенных возможностях, прежде чем ставить новые цели и искать новые смыслы. В таком случае часто нам может потребоваться профессиональная помощь психолога или психотерапевта – специалиста по эмоциональным процессам, который поможет нам выбраться из нашей собственной ловушки. Ведь нет изначально правильного и неправильного. То, что хорошо одному в его обстоятельствах может не подходить другому. Тем более, что середина жизни – это не конец, и есть время сделать что-то иначе. Есть время в жизни, когда мы работаем и делаем, а кризис среднего возраста – время с возможностью подумать о себе.
Особенности протекания кризиса среднего возраста у женщин.
Есть женщины ориентированные больше на семью, а есть такие, у которых, как и у мужчин, — главное карьера, а семья важна, но на втором месте после работы. У женщин, которые заняты мужем и детьми, как правило, семья является смыслообразующем элементом, через детей они находят смысл своей жизни. Им, проще говоря, некогда и незачем ставить цели и задачи. Собрать в школу, выучить, женить, воспитывать внуков – задачи и цели находят их сами, и кризис среднего возраста они проходят незаметно. Но вот, если у такой женщины забрать детей и мужа (выросли и уехали дети, развод с мужем, безвременная смерть ребёнка или мужа), то кризис проходит, как тяжелый процесс горевания, и часто без помощи специалиста через него не пройти.
Если же для женщины важны и работа, и семья, то оценивает такая женщина в середине жизни себя по двум статьям, и конечно, более критична к себе, т.к. трудно быть одинаково хорошим специалистом и хорошей матерью и женой. У такой женщины более высокая планка, которую она себе ставит, поэтому и кризис среднего возраста она переживает бурно и болезненно.
Самый сложный вариант кризиса среднего возраста переживают обычно женщины, у которых нет детей. Дети, особенно для женщин, являются важным подтверждением того, что прожила не зря свою жизнь. Детьми также можно оправдать некоторые «недоработки», например, не закончила институт, т.к. появился ребёнок, поправилась после родов и т. д. Если же детей нет, то всегда встаёт вопрос: ради чего прожила пол жизни, и ради чего жить дальше? У кого кризис среднего возраста протекает особенно остро?
Давайте подведем итоги.
Кто же переживает особенно остро кризис среднего возраста?
— Женщины, у которых нет детей.
— Женщины, безвременно потерявшие детей или мужа.
— Самокритичные, требовательные к себе люди.
— Одинокие люди, т.к. смысл своей жизни мы находим через других людей. Не в других людях, нет, но через других людей. Одинокие люди оказываются без поддержки во время переживания кризиса.
— Те из нас, кто поздно отделился от родителей, поздно пережил подростковый кризис и не успел реализовать собственные цели и мечты.
Можно ли избежать кризиса?
Нет, кризис – естественный процесс перехода из одного возраста и состояния в другой возраст и другое состояние. Лучше использовать кризис, чтобы извлечь из него наибольшую для себя пользу. Например, используйте кризис среднего возраста, чтобы наиболее наполнено и осмысленно прожить вторую половину своей жизни.
Как помочь себе, если ты в кризисе?
Прежде всего, помни – есть время делать, а есть время – думать. Не требуй от себя многого сейчас. Сейчас, когда ты в кризисе, твоё время думать, вспоминать, переживать чувства. Можно заметить потерю сосредоточенности, заметить у себя некоторую рассеянность. Это нормально, ведь в кризисе мы проделываем огромную внутреннюю работу, которая не менее, а может даже и более важна, чем привычная суета. В результате именно этой внутренней работы мы принимаем важные решения, например, переехать в другой город, поменять работу и т.д.
Запомни, ни один кризис не длится долго. Если ты уже пол года «думаешь», переживаешь негативные чувства, ощущаешь потерю сил и энергии, лучше сходи к специалисту по эмоциональным процессам. Под маской кризиса может скрываться депрессия. Кризис на выходе даёт новые силы и энергию или спокойствие и смирение. Не суди себя строго. Нам часто хочется делать всё «на пятёрки», вместе с этим, легко замечать ошибки, сделанные в прошлом, ведь именно они сделали нас мудрее.
Относись к кризису, как к важному шансу изменить свою жизнь, используй кризис, как возможность подняться над рутиной и сделать что-то для себя лично, а не от чувства долга.
Не замыкайся в себе, разговаривай о своих переживаниях с другими людьми, особенно с теми, кто старше. В той или иной мере все люди переживают кризис середины жизни. Ты можешь узнать много интересного о том, как кризис помог переосмыслить и изменить жизнь к лучшему многим людям. Ты почувствуешь, что не одинока в этом процессе, а это, как известно, очень важно в трудную минуту.
Автор — психотерапевт Анна Гожая
Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».
Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».
Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.
Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.
У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:
Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].
Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.
У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.
А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.
По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.
Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.
Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).
Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.
Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.
Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.
А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.
На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.
Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.
В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.
С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.
Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.
К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.
Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.
Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.
Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].
В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.
Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.
Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.
Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.
До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.
Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.
В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.
Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.
Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве, – о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (Зожник тоже не обошел его стороной – мы публиковали “Как преодолеть кризис среднего возраста“). О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой спортивной машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.
Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком на обозначение периода жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски.
Карл Густав Юнг в своем докладе «Жизненный рубеж» [5] даже предлагал создать для сорокалетних специальные школы, которые смогли бы подготовить их к будущей жизни, так как, по его словам, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.
Самой большой ошибкой Юнг считает привычку оглядываться назад: «[…] для большинства людей слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад. Таким людям смотреть назад особенно пагубно. Им скорее нужна перспектива, прицельная точка в будущем. […] Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени».
Кинолента «Красота по-американски» отлично иллюстрирует все стереотипы кризиса среднего возраста. В свое время фильм произвел фурор – в 1999 году он получил 5 статуэток «Оскар», в том числе – награду за лучший фильм года.
Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.
Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис (как, впрочем, и предыдущие – подростковый и четвертьвековой). Современная российская ученая О. Хухлаева [6] называет такие стереотипы:
Современный «культ молодости» – не только о внешности и привлекательности (хотя для женщин она тоже становится камнем преткновения), а и о проявлениях так называемого эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.
Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.
Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.
Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.
Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.
После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.
Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).
Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность.
Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.
Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.
Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.
Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.
В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.
Банальные, но действенные советы в случае необостренного кризиса среднего возраста – не бояться перемен и не поддаваться панике. Keep calm, в общем.
Автор: Татьяна Фисенко, специально для Зожника
Источники:
1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61. 2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. – М , 1983. // Т. 2. – С. 288. 3. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968 4. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. 5. Юнг К. Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
6. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / М.: Генезис, 2009. – 208 с.
Читайте также на Зожнике:
Психические расстройства на пальцах
Как опыт ранних лет записывается в ДНК
Психоз похудения или навязчивое стремление к ЗОЖ
55 советов ученых, чтобы прожить дольше
Откуда берется облысение и опасно ли оно для здоровья?
Максим Кудеров Четверг, 17.08.2017
43−50 лет — критический момент в жизни женщины. Ведь к этому возрасту большинство «задач» своей жизни она уже выполнила: создала семью, родила и воспитала ребенка (может, и не одного), построила карьеру, обустроила дом — фактически, перешагнула середину своего пути. И перед ней невольно встает вопрос: зачем, для чего и как жить дальше? Привычные точки приложения энергии исчезли, а вместе с ними порой и смысл жизни… Психологическое состояние женщины в этот момент можно охарактеризовать двумя словами: «затаенная боль», боль, о которой нечего сказать вслух. Внешние признаки благополучия — замужество, дети, любимая работа — больше не удовлетворяют, но что же такое внутри болит и мешает жить, понять трудно.
Как ни странно, большинство мужчин аналогичного возраста не испытывают подобных проблем: у них есть хобби, друзья, в общем, есть способы самореализации. Женщина же часто бывает слишком «занята» другими важными делами, чтобы поддерживать близкие отношения с подругами или заниматься творчеством, у нее было слишком много хлопот с растущими детьми, бытовых забот. Но вот пришло время, когда дети достигли самостоятельности, взаимоотношения с мужем идут по заданной колее, быт налажен. Женщина не видит перспектив для себя. Именно в этом возрасте растет число разрывов отношений с прежним партнером, с тем, с кем прожита жизнь. А случается и так, что способом справиться с ситуацией становится алкоголь.
Причина кризиса — глубинное желание быть нужной, любимой, востребованной: помочь осознать эти потребности может психолог. Женщина нуждается в ярких эмоциях, которые вызывают влюбленность, материнство, новизна отношений. Реализовать эти желания можно по‑разному: кто-то, например, целенаправленно ищет новых знакомств и связей. Но эти попытки перекроить жизнь заранее обречены на провал, потому что таким образом можно получить лишь суррогат. Женщина после 40 лет слишком мудра для того, чтобы не замечать недостатков нового партнера. Для нее нелогично погружаться в жизнь тела, когда восприятие мира и себя главным образом идет «через голову»: через понимание, осознание, сравнение с пережитым опытом. Более глубокое понимание проблемы состоит в том, что женщина испытывает ужас перед тем, что жизнь еще не прожита, есть еще нерастраченная энергия, а тело уже стареет, и привычные точки приложения силы (дети, муж, карьера) больше не нуждаются в ежечасном внимании.
Быть собойВоможно, процесс выхода из кризиса 50 лет у женщин будет не слишком быстрым: по мнению специалистов, это связано с возрастными особенностями, совпадением психологического кризиса с возрастными, физиологическиим изменениями организма. Но психологи сходятся в том, что самым эффективным решением проблемы станет переформулирование своих желаний и потребностей таким образом, чтобы нацелиться не на получение эмоций, а на максимальное вложение себя. Как ни парадоксально звучит, именно отдавая и вкладывая, можно получать гораздо больше положительных теплых чувств, нежели требуя внимания. Ощущение того, что вы сами создаете что-то интересное, красивое, или просто делаете доброе и полезное дело, вы заняты, ты созидаете- это именно то, чего так часто не хватает женщинам.
Следующим этапом выхода из кризиса возраста 50 лет у женщин станет принятие на себя ответственности за то, что происходит с вашей жизнью: самостоятельно наполнить ее нужными делами, событиями, людьми, чувствами — и, значит, переломить ситуацию! Да, бывает очень трудно разорвать шаблон и пойти учиться играть на рояле в 45 лет, впервые после школы взять в руки кисть и краски, отправиться на пилатес — сделать то, что не принято, но очень надо для собственного душевного покоя и благополучия.
Как это ни странно, но долгое время считалось, что кризис среднего возраста – это исключительно мужская проблема. А для женщины свойственна только менопауза. Но при этом никто не учитывал, что изменения внутреннего состояния женщины начинаются гораздо раньше – уже после 40-летнего рубежа. На основании этого была выведена теория о том, что женщины тоже страдают от кризиса среднего возраста.
Для кризиса среднего возраста женщины характерна утрата смысла её жизни, что приводит к изменению личности, неудовлетворенности и депрессивному состоянию. Основной причиной кризиса считается переоценка ценностей, так как за прожитые годы накоплен определенный опыт. В связи с этим и изменяются взгляды на жизнь.
В отличие от мужчин, женщинам намного сложнее пережить это состояние, поэтому никто не воспринимает этот кризис всерьез. Обычно к 40-ка годам дети взрослеют и начинают жить самостоятельной жизнью, родителям это уже не интересно. А мужья воспринимают психологические изменения жены, как обычный каприз или ворчливость. Вот и приходится женщинам справляться с данным недугом самостоятельно.
У каждой женщины кризис среднего возраста протекает по-разному. Потому что на это влияют жизненные приоритеты. Например, если женщина всю свою молодость посвятила детям, то при их взрослении они перестают нуждаться в заботе, в результате чего мать чувствует свою невостребованность и начинает страдать. Но ускорить окончание кризиса помогут внуки, потому что женщина снова почувствует себя нужной. Особенно тяжело переносят кризис те, которые не успели обзавестись детьми. В голову женщин начинают лезть мысли, что жизнь прожита зря, они никому не нужны и останутся в гордом одиночестве на старости лет. Особенно, если у женщин нет мужа.
Симптоматика женщин при кризисе среднего возраста может проявляться не сразу. Она очень неоднозначная, так как зависит от характера человека. Одна представительница слабого пола может капризничать и плакать, а другая, наоборот, проявлять агрессию. По этой причине следует рассмотреть все признаки кризиса, характерные для женщин:
Все причины развития кризиса среднего возраста у женщин связаны с психологией, физиологией и жизненными обстоятельствами. Их несколько:
Выбор метода преодоления кризиса среднего возраста в каждом отдельном случае индивидуален. Потому что зависит это от причины возникновения проблемы и проявляющейся симптоматики. Например, если КСВ сопровождается повышенной агрессивностью, то женщине рекомендовано принимать седативные средства (успокоительные препараты). Если, наоборот, наблюдается плаксивость и уныние – нужно употреблять продукты, которые способствуют выработке гормона радости. В этом случае очень помогает обилие на столе свежих овощей, фруктов и ягод. Другие методы преодоления кризиса:
От кризиса среднего возраста не застрахована ни одна женщина, но некоторым представительницам прекрасного пола, все же, удается его избежать. Потому что существуют небольшие хитрости, о которых не стоит забывать:
Оказывается, если до 50-ти лет у женщины не было переломного момента, то он может наступить и в этом возрасте. Только вот проявляется кризис немного по-другому, так как после 40-ка лет прошло уже достаточно лет, женщина уже не обращает особого внимания на изменения внешности. Потому что она успела привыкнуть к возрастным изменениям. Следовательно, основными причинами является физиология, то есть наступление климакса. В этот период женщина может не контролировать свои серьезные поступки, вплоть до того, что будет способна на измену. Поэтому в этом возрасте архи важно обращаться к психологу.
Если избежать кризиса среднего возраста не удается, нужно правильно расставить приоритеты и проанализировать все обстоятельства, которые способствуют усугублению проблемы. И помните, что переломные моменты можно обратить в другое русло – изменить жизнь к лучшему, наполнив новым смыслом!
© 2011-2017 Женский журнал «DamskiyDom.com». Копирование материалов разрешено только с указанием активной гиперссылки на источник.
Вступайте в наши группы в соц.сетях: Рассказать друзьям Класс! Поделиться Pin It!
Как показывают статистика и практика, в подавляющем большинстве случаев именно невеста является главным идеологом и главной движущей силой процесса подготовки к свадьбе.
Как подобрать счастливую дату свадьбы, как стильно и оригинально оформить свадебные приглашения, как выбрать самое красивое свадебное платье, какую сделать прическу, каким должен быть букет невесты, во что одеть подружек невесты, где организовать банкет, как оформить банкетный зал, какого фотографа и видеооператора пригласить… Вопросов при подготовке к свадьбе возникает сотни… Без совета и помощи не обойтись.
Свадебный портал «Клуб Невест» (Club Brides) посвящен всем самым главным вопросам, которые возникают у будущих молодоженов в процессе подготовки к свадьбе, а также всем тем вопросам и нюансам, которые необходимо учесть, чтобы свадьба стала действительно красивым, ярким, веселым и запоминающимся событием.
Мы подскажем вам, как подобрать счастливую дату свадьбы, как стильно и оригинально оформить свадебные приглашения, как выбрать самое красивое свадебное платье, какую сделать прическу, каким должен быть букет невесты, во что одеть подружек невесты, где организовать банкет, как оформить банкетный зал, какого фотографа и видеооператора пригласить и многое-многое другое…