Образ невесты Подготовка к свадьбе Организация свадьбы Развлечения на свадьбе Поздравления и тосты на свадьбу Свадебные приметы, горосокопы и гадания

Православная одежда для женщин


Православная одежда для верующих женщин

Православие считается наиболее распространенной мировой религией. И, хотя правила для женщин среди православных не такие строгие, как у мусульман, верующие женщины все равно должны выглядеть сдержанно и достойно.

Одежда для православных женщин всегда не только выглядела сдержанно, но и была практичной. Простые фасоны должны подчеркивать женскую красоту, но не делать образ девушки слишком доступным.

В основе православного женского гардероба простые рубашки, свободные сарафаны и платья. Они подчеркивают природную женскую красоту. Дополнит такой образ удобная обувь без каблуков. Высокие шпильки, короткие юбки и декольте недопустимы.

Несмотря на то, что православная одежда должна быть сдержанной, это не значит, что все верующие женщины выглядят, как монашки. Такая одежда также должна подходить девушке по социальному положению, возрасту и внешности. На молодой и привлекательной девушке будет плохо сидеть длинное платье из бархата, которое только старит. А на зрелой даме будут нелепо смотреться укороченные юбки.

Для праздников православные женщины подбирают более нарядные платья. Они могут быть дополнены цветными узорами или пошиты из качественных тканей – бархата или парчи.

Чтобы в храме выглядеть органично, но, в то же время, привлекательно, стоит выбирать соответствующие вещи.

В основе гардероба православной женщины должна быть длинная юбка. Не стоит ограничиваться юбками максимальной длины – они неудобны как жарким летом, так и дождливой осенью. Альтернативный вариант – юбка длины миди. Правда, отдавая предпочтение такому варианту, стоит помнить о том, что подобная длина идет не всем, и чтобы выглядеть хорошо, ее желательно дополнить обувью на невысоком каблуке.

Модель юбки должна быть повседневной и лишенной вычурных деталей. В такой юбке вам будет удобно стоять на службе, креститься и выполнять все необходимые действия.

Из аксессуаров для создания образа достойной православной женщины можно выбрать только качественный платок. Этот аксессуар обязательно должен быть добротным и качественным. Именно этот факт, а не яркая расцветка, делают его привлекательным.

Что касается обуви, она должна быть удобной и практичной. Для лета можно подобрать удобные мокасины или качественные кожаные туфли на низком каблуке. А в холодное время года отдавайте предпочтение сапожкам или ботинкам без каблуков. В такой обуви вам будет комфортно и вы спокойно выстоите всю службу.

Женская одежда для православных девушек очень часто дополняется соответствующей символикой. Чаще всего, для декора платьев, рубашек или сарафанов используется вышивка. Она может быть как машинной, так и ручной. Вышивка может украшать подол платья, края рукавов или воротник.

Современные наряды для архиепископа и других служителей церкви также не должны выглядеть так, будто пришли к нам со Средневековья. Сотрудники церкви согласны с тем, что пренебрежение ко внешнему виду создает им дурную репутацию и вызывает негативную реакцию общественности.

Поэтому одежда для тех, кто является частью православной церкви, должна быть хоть и сдержанной, но качественной и элегантной.

Если говорить о цветах, религиозная одежда не должна непременно быть выполненной в сером и черном цвете. Так, к примеру, в православной религии существует традиция на праздничные служения надевать в церковь платок соответствующего цвета. На Пасху – аксессуар красного цвета, на Троицу – зеленого, на праздники Богородицы – голубого. Черные платки стоит носить только во время Великого Поста. В обычные дни женщинам рекомендуется носить платок белого цвета, безо всяких узоров.

Выбирая одежду, всегда нужно обращать внимание на ее качество. Каким бы ни был материал, он должен быть добротным и прочным. Многие православные девушки предпочитают носить платья из натуральных тканей – хлопка или льна. Но это не обязательно.

Одежда, подходящая для создания достойного образа может быть как новой, так и винтажной. Винтажная одежда выглядит привлекательно и напоминает о моде прошлых столетий. Одежда должна также хорошо сидеть на вас. Не обтягивая, не привлекая мужские взгляды, но подчеркивая достоинства вашей внешности.

Длинную юбку, платье или палантин можно не только купить в магазине, но и пошить на заказ. Такая одежда, выполненная с учетом всех особенностей вашей внешности, всегда считалась роскошью. Поэтому лучше потратиться на один качественный наряд, чем купить несколько дешевых.

Наравне с большим количеством молодежных брендов, существуют и компании, которые производят одежду, подходящую для православных девушек. Одна из таких наиболее известных отечественных фирм – Барышня крестьянка. Этот бренд производит платья, которые одновременно выглядят и привлекательно, и вполне прилично.

Популярностью также пользуются нарядные платья от брендов Ксенюшка и Мирянка. Они хорошо скрадывают женское тело и делают образ привлекательным. Качественные наряды можно найти и в ассортименте компании Дикона.

В разговоре о том, как православным женщинам нужно одеваться, стоит уделить внимание еще и тому, что носить не желательно. Во-первых, всегда помните о том, что простая косынка, повязанная на бедрах поверх джинсов, не сделает образ подходящим для похода в церковь.

Также нельзя покрывать голову носовыми платками или накидывать сверху пакеты, газетки или кофты. Это выглядит неуместно и даже нелепо.

Напоследок давайте рассмотрим несколько простых образов, которые подойдут уважающей себя православной девушке.

Женщинам в возрасте подойдет длинное платье темно - серого оттенка. Оно должно быть свободного фасона, чтобы не слишком плотно облегать фигуру. Дополнит такой лук короткая куртка темно - синего цвета с принтом и обувь на низком каблучке. Повседневный образ для православной женщины готов!

Молодым девушкам прекрасно подойдет нарядное длинное платье. Цветочный принт удачно освежает темное платье и делает его праздничным. Такое платье прекрасно подойдет для любого церковного праздника. Дополнить наряд стоит туфлями на невысоком каблуке. Оптимальный вариант – качественная кожаная обувь базовых цветов, например, черные лодочки.

Любые аксессуары будут лишними. Достаточно сделать аккуратную прическу и подчеркнуть естественную красоту натуральным макияжем. Такой образ подойдет для повседневной жизни, но не для посещения храма или церкви.

Вопреки стереотипам, наряды для православных девушек и женщин не обязательно должны напоминать монашеские облачения. В современной моде существует достаточно много закрытых платьев, которые позволят вам выглядеть привлекательно, но, в то же время, не распутно и вульгарно. Подбирайте достойный наряд не только для похода в церковь, но и для повседневной жизни, чтобы в любой ситуации производить на окружающих правильно впечатление, и чувствовать себя комфортно.

Одежда для православных

Источник радости

Архимандрит Андрей (Конанос)

В новый сборник известного греческого проповедника архимандрита Андрея (Конаноса) входят беседы о том, как относиться к таинствам, о Божественной литургии и ее значении в жизни каждого человека.

Боль расширяет сердца

Архимандрит Андрей (Конанос)

В книге собраны беседы архимандрита Андрея (Конаноса) о том, как не отчаяться в горестях, как во всем видеть промысл Божий и верить, что все происходит с нами по воле Божией, как уметь среди скорби находить радость.

Формула счастья

В сборник вошли избранные рассказы из книг «Зеленой серии надежды», полюбившиеся читателям. Они разные, но их объединяет одно: счастье человека – в том, чтобы увидеть Промысл Божий в жизни, в ближнем – человека, в каждом событии, порой скорбном, – поворот к лучшему…

Счастливая семья. Создать и сохранить

В сборник вошли беседы современных духовников Элладской и Кипрской Православных Церквей. Пастыри расскажут читателю обо всем, что ожидает человека, решившегося встать на стезю семейной жизни, – от выбора будущего спутника до разрешения сложных конфликтных ситуаций и проблем с воспитанием детей.

Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов)

Монография посвящена жизни и деятельности одного из выдающихся ученых и проповедников XIX столетия – епископа Иоанна (Соколова). Личность преосвященного Иоанна и его труды являются незаурядными и яркими даже на фоне его великих современников, таких как святители Филарет Московский, Иннокентий Херсонский, митрополит Макарий (Булгаков).

Утешение скорбящим о смерти близких

В этой книге объединено все, в чем нуждаются люди, потерявшие близких: объяснение того, что, по учению Православной Церкви, происходит с человеком после смерти; молитвы о упокоении усопших; богооткровенные мысли святых отцов о тайне смерти.

Кислород души

Архимандрит Андрей (Конанос)

В сборнике собраны беседы известного греческого проповедника архимандрита Андрея (Конаноса) о молитве, о необходимости выстраивания личных отношений с Богом, о том, без чего не может существовать ни одна христианская душа.

Папа сможет?

Протоиерей Андрей Ткачев

В новой книге известного миссионера и публициста протоиерея Андрея Ткачева собраны его беседы о воспитании и образовании детей, о роли отца и матери и об иерархии ценностей в семье.

Брак и семейная жизнь

Книга протопресвитера Василия Каллиакманиса адресована в первую очередь священникам, педагогам, православным психологам. В ней затрагиваются вопросы, связанные с мирным сосуществованием двух полов, воспитанием детей, домашним насилием, нравственными дилеммами.

Молись и кайся

Главный герой повести Леона Гельевича Костевича – бывший московский актер Эсхил Христофоридис. Он обращается в православие, уходит из театра и увозит семью к себе на родину — в провинциальный городок. Здесь Эсхил встречает старых друзей и старается приобщить их к вере. «Я не могу спокойно думать о том, как они все пойдут в ад!», – объясняет он свое рвение.

Начни сначала!

В своей новой книге протопресвитер Стефан Анагностопулос предлагает краткие размышления-рассуждения о духовной жизни современного христианина, о его внутренней борьбе с грехом, о роли духовника в деле спасения, о покаянии и исправлении, молитве, благодати, унынии и депрессии.

«Не убивайте чудо!» и другие рассказы

Это сборник рассказов, посвященных теме удивительных событий в жизни людей и чудес, которые могут случиться с каждым из нас. Они могут быть большими и маленькими, но их способен заметить лишь внимательный к себе и окружающим человек. Автор говорит о главном — о чуде преображения человеческой души, которое происходит при встрече с Богом. За повседневной суетой этот миг легко пропустить.

Уныние и депрессия. Сходства, различия, врачевание

Основная цель книги Дмитрия Авдеева – показать, что значительная часть депрессивных состояний – следствие греховного образа жизни, результат губительного действия греха на душу человека. Вместе с тем существует и такой тип депрессий, который развивается «от естества» и не связан напрямую с нравственными причинами.

Христос — это свобода!

Архимандрит Андрей (Конанос)

Христос — это свобода! Если ты постишься под чьим-нибудь давлением, тогда не стоит поститься. Если ходишь в церковь под давлением, Христос опечаливается. Или если с трудом встаешь, чтобы помолиться, то Бог от тебя не хочет этого насильно.

Петушки обетованные

Автор – иеромонах Серафим (Катышев) – сумел соткать из, казалось бы, разрозненных рассказов о тяжелых судьбах людей большое и светлое полотно о единстве общей судьбы русского народа, о взаимосвязи жизней человеческих, основанной на верности вере отцов и матерей.

Книга совпадений. Чудеса на дороге к Богу

В новую книгу Александра Казакевича вошли художественные рассказы о паломничествах в Грузию, в монастыри России, на Святую Землю. С паломниками все время происходят приключения, а совершающиеся чудеса напоминают читателю о Промысле Божием в судьбе каждого человека.

Сретенский монастырь: прошлое и настоящее

Брошюра, выпущенная издательством Сретенского монастыря к 25-летию возрождения обители после ее закрытия в 1926 году, знакомит читателя с историей монастыря, его возрождением, строительством нового собора и жизнью сегодня.

Псалтирь. Гражданский крупный шрифт

В издательстве Сретенского монастыря вышла церковнославянская Псалтирь (в гражданской орфографии) крупным шрифтом. Книга предназначена для келейного чтения при слабом освещении и для слабовидящих.

Душа после смерти

Потусторонний мир реальнее и ближе, чем мы обычно думаем, а путь к нему открывается нам через жизнь духовного подвига и молитвы, которую Церковь дала нам как средство спасения. Эта книга посвящена и адресована тем, кто хочет вести такую жизнь.

Наука из наук

В книге собраны размышления архимандрита Иоанна о жизни по слову Божьему, донесенному нам в благой вести Евангелия, о противостоянии своим греховным желаниям, о покаянии, молитве и посте, о значении скорбей и болезней, о крестоношении, о правильном и ложном пути духовной жизни христианина.

Бог да душа — вот монах

В книге собраны наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о выборе между миром и монастырем, о важности родительского благословения, а также личные советы архимандрита Иоанна о внутренней монашеской жизни.

Школа жизни

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Человек постоянно совершает на земле выбор, с кем он, и своими поступками, взаимоотношениями с ближними определяет свою вечность. Мир или монастырь, повседневный труд или самообразование?

Утешение в скорби

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

В книге собраны наставления и советы скорбящим духовным чадам. Скорби и болезни, крестоношение и терпение – все это неотъемлемые части жизни каждого человека. Но только вера в Промысл Божий, жизнь с Богом, молитва и смирение дают душе мир и становятся уроками милосердия в отношении к ближним.

Достойно горького плача

Духовные болезни и проблемы современного человека — это последствие его отступления от Источника жизни — от Бога. Как излечиться от них, рассказывается в книге.

Двое в плоть едину

В книге рассказывается о таинстве Брака, о взаимоотношениях супругов в их повседневной жизни и о воспитании детей. Без внимания не остались проблемы и внутрисемейных конфликтов, а также причины распада семей.

Скромное апостольство

О судьбе России и русского человека, о нелегком бремени священства, о том, что мешает современному человеку исповедоваться и с какими трудностями сталкиваются священники, совершающие Таинства в Церкви, о святых, которые невидимо находятся рядом с нами, а также о непонятных для нас строках Священного Писания.

Райский сад. Ганс Христиан Андерсен

Сказки с комментариями будут интересны родителям, которые уже знакомы со Священным Писанием или только начинают знакомиться с верой. Они помогут объяснить детям скрытый в сказках христианский смысл. А может, прочитав комментарии, кто-то впервые заинтересуется верой и Евангелием.

Полынь скитаний

Ольга Рожнева

Новая повесть Ольги Рожневой посвящена широкому периоду в мировой истории — 1904–1955 годам. Вместе с главной героиней Ритой читатель пройдет через горнило испытаний и переживет все, что выпало на долю русских эмигрантов.

Радуйтесь!

Надежда Тузинайте

Рассказы о непростой проблеме — больной ребенок и мир — собраны в книге Надежды Тузинайте «Радуйтесь!». Как сделать светлой, доброй, Божьей жизнь от самого, казалось бы, прихода в мир обделенного ребенка?

Негасимый свет. Священник Димитрий Шишкин

Отец Дмитрий искренне рассказывает о своих духовных исканиях, о неутолимой жажде Бога, которая с самого детства побуждала его во всем находить отблески Божественной красоты. Он позволяет читателю заглянуть в потаенные уголки своего сердца, начиная от светлых детских озарений и заканчивая духовными переживаниями уже зрелого человека, облеченного в священнический сан.

Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”)

Эти уникальные тексты содержат множество деталей, которые исчезли из дошедшей до нас редакции «Лавсаика». В книге впервые собраны вместе фрагменты, которые на протяжении долгого времени были разбросаны по различным специализированным изданиям и оставались в связи с этим малодоступными.

Царь. Книга о святых царственных страстотерпцах.

О роли монархии в судьбе России, об исповедническом пути последнего российского императора и членов августейшей семьи, о чудесах, являемых по молитвам к царственным мученикам. В воспоминаниях, собранных в этой книге, почти нет никаких чудес в обычном понимании слова, но в них есть нечто иное.

Родители и дети. Архимандрит Симеон (Крайопулос)

Тема «Родители и дети» рассматривается с двух точек зрения: психологической и духовной. Автор считает, что сама по себе психология или педагогика, не будучи освященными благодатью Божией, благодатью Святого Духа, не принесут никакой пользы, а могут даже навредить.

Календарь-2019. Год с греческими святыми и подвижниками ХХ века

В новом календаре на 2019 год собраны жития и духовные наставления преподобных Паисия Святогорца, Порфирия Кавсокаливита, Амфилохия (Макриса) и других греческих святых, беседы и советы известных современных проповедников: митрополитов Лимасольского Афанасия и Месогейского и Лавреотикийского Николая, архимандритов Германа Ставровуниота, Епифания (Феодоропулоса) и Андрея (Конаноса) и многих других греческих отцов.

Моя первая исповедь

Протоиерей Артемий Владимиров

В новой, обильно иллюстрированной книге издательства Сретенского монастыря автор стремится помочь юным христианам подготовиться к таинству Исповеди. Неспешно знакомясь с главами книги, читатель войдет в мир тех духовных и нравственных понятий, которые составляют существо христианской жизни, протекающей под руководством Православной Церкви.

Мужики, мужики…

Протоиерей Андрей Ткачев

Мужчину Бог создал первым, жену — второй. Истина прописная, но важно приучить себя делать практические выводы из прописных истин... На мужчине должна лежать основная тяжесть внешней жизни, тогда как на женщину ложится тяжесть внутренняя, семейная. Можно сказать, что муж пахнет ветром (он трудится на внешних рубежах), а жена — очагом (на ней забота о доме).

Православный молитвослов и Псалтирь

«Православный молитвослов и Псалтирь» содержит ежедневное утреннее и вечернее правило; каноны, акафисты и последование ко святому Причащению; тексты Всенощного бдения и Божественной Литургии и Псалтирь. Молитвослов дополнен песнопениями из служб воскресных, будничных, песнопениями из служб на всякую потребу и молитвами на разные случаи жизни.

Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей

Рассказы людей, помнящих Великую Отечественную войну, голод и разруху, помнит наши победы и поражения, гонения на Церковь, возрождение послевоенной России, подвиги мучеников и исповедников православной веры, а также возрождение православной жизни в России в конце 80-х — начале 90-х годов.

Знакомство для брака

Книга обращена ко всем молодым людям и девушкам, ответственно подходящим к самому серьезному выбору, который им предстоит совершить — выбору будущего спутника жизни, и их родителям. В Греции книга «Знакомство для брака» выдержала уже несколько изданий, и интерес к ней не угасает.

Сохраним душу живой

Митрополит Лимасольский Афанасий

Митрополит Афанасий – один из самых известных проповедников в современном греческом православном мире. Он был знаком со многими афонскими старцами и впитал в себя их духовную традицию. Уже много лет он регулярно проводит со своей паствой открытые беседы, которые пользуются большим успехом, особенно у молодежи.

Псалтирь

«Псалтирь» на церковнославянском языке удобного малого формата, содержит помимо 20 кафисм, молитв по их прочтении и последования по исходе души от тела, — церковнославянскую азбуку, список слов, которые могут встречаться под знаком титла, словарь некоторых церковнославянских слов и сравнительную таблицу чисел.

Старец с Патмоса Амфилохий (Макрис). Жизнь. Заветы. Свидетельства

Старец Амфилохий, будучи насельником монастыря св. Иоанна Богослова на острове Патмосе, основал два женских монастыря, вел активную просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность, на его попечении и окормлении состояли сиротские приюты, школы, благотворительные фонды.

На пути к вечности

Основу книги об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) составляют воспоминания его многолетней духовной дочери Сусанны Валовой, более 50 лет находившейся под его духовным руководством. Ее повествование дополнено свидетельствами людей, сопровождавших пастыря в различных местах его церковного служения.

Там, где всё настоящее

Петр Давыдов

Герои рассказов — жители российской глубинки, миряне и священники. Истории, в которые они попадают, проникнуты христианским духом, наполнены юмором и примерами побед — больших и малых.

Смотреть

Я открываю храм

Отличное познавательное пособие и для детей, и для взрослых, которые делают первые шаги в храме. А загадки и вопросы в конце каждого раздела делают чтение еще увлекательнее и помогают лучше запомнить прочитанное.

Нравственное благовестие апостола Павла

О чем бы ни шла речь в посланиях апостола Павла, сразу бросается в глаза, что все нравственные осмысленности и напряжения своих призывов апостол таинственно возводит к славе Христа, явленной в кресте, воскресении и вознесении.

Дохристианская Европа

Протоиерей Владислав Цыпин

Фундаментальный труд известного современного церковного автора Владислава Цыпина, митрофорного протоиерея, профессора, доктора церковной истории, богослова, филолога и правоведа. Данное произведение представляет собой переработанный и сокращенный вариант первых трех томов серии «История Европы: дохристианской и христианской».

Легко ли быть владыкой?

Владыка Симон (Новиков; 1928–2006) — митрополит Рязанский и Касимовский с юности проявил себя подвижником, человеком неколебимой веры, молитвенником. Его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к людям, энциклопедические знания неизменно привлекали к нему множество людей.

Когда Бог рядом

Юлия Кулакова, рассказывает и о пути своего воцерковления, и о служении уже в качестве матушки священника, о том, как живут приходы Русской Православной Церкви за рубежом, об опыте общения с детьми в воскресных школах православных приходов в Доминиканской Республике.

Как я выходила замуж

Елена Кучеренко

Приняв благообразный вид, то есть сменив джинсы на платья и скромно нацепив платок, не забыв выпустить из-под него кудри — товар лицом, так сказать, — я стала ходить на службы, поститься, молиться и глазеть по сторонам. Бородатые женихи как-то не спешили со своими руками и сердцами.

Жизнь после смерти согласно Православной традиции

Смерть — это великая тайна. Как отмечали многие философы, она является единственным определенным фактом нашего будущего и вместе с тем остается одним из самых неопределенных явлений, если говорить о природе смерти и ее последствиях.

Духовное отцовство

Схиархимандрит Гавриил (Бунге)

Духовный отец — это врач и учитель в одном лице, по образу Христа. Именно духовному отцу как никому другому известно, «какие лекарственные средства ведут от зла к добродетели и от незнания к ведению».

Волшебное лукошко

Дмитрий Александрович Дмитриев – писатель, поэт и сценарист, много лет пишущий для детей. Многие его рассказы и сценарии были написаны для детских передач на радио «Радонеж» и телеканале «Радость моя».

Записки регента

Главный герой книги ищет свой путь к Богу. На этой жизненной дороге было много разных встреч. Каждая из них постепенно раскрывала действие Промысла Божия в судьбах людей. Повествование ведется правдиво и без прикрас, но с добрым юмором и уважением к людям.

Игумения Варвара (Трофимова)

Игумения Варвара – известная подвижница XX века – олицетворяет собой целую эпоху русского женского монашества. Ее по праву называли игуменией всея Руси. Более пятидесяти лет она подвизалась в монашеском чине, из них более сорока лет несла тяжелый крест игумении Пюхтицкого монастыря.

Записки бабушки-христианки, бывшей студентки МГИМО

В новой книге Е.П. Прокофьевой – юриста-международника, журналиста и писателя – собраны реальные истории, рассказы о паломничествах, храмах, монастырях и их обитателях, с которыми автора связывает многолетняя духовная дружба.

Отец Стефан и иже с ним

Протоиерей Александр Авдюгин

Все сюжеты, живые и трогательные, веселые и грустные, взяты из жизни. Автор, талантливый, мудрый священник хочет, чтобы читатель увидел образ Божий в каждом человеке и утвердился в том, что миром правит доброта.

Повести и рассказы из духовного быта

Наиболее яркие произведения Игнатия Потапенко посвящены жизни приходского духовенства — жизни, знакомой писателю не понаслышке. Будучи сыном сельского священника, он сделался отличным бытописателем городков, деревень и местечек южнороссийских губерний, изобразителем мещанских нравов, чиновничьей психологии, беспросветного существования городских низов.

Сердцем моим страдаю о вас…

В настоящем издании содержится не только рассказ о жизненном пути преподобного Серафима (Романцова); особенный интерес представляют выдержки из писем и советы старца, бережной с любовью собранные авторами в данной книге.

Таинственный маяк

В сборник вошли рассказы о разных периодах прошлого нашей страны. В разное время жили эти люди, но их объединяли вера, преданность своему делу, верность, любовь, преодолевающая все невзгоды.

Homo religiosus: на путях поиска истины

В основе издания лежит курс лекций по предмету «История религий», читаемых автором, протоиереем Олегом Корытко, в Сретенской духовной семинарии на протяжении более 15 лет.

Священная библейская история

Священная библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного.

«Закон Божий»

Архимандрит Иов (Гумеров)

Совершенно новая книга «Закон Божий». Ее авторы — архим. Иов (Гумеров) и его сыновья-священники Павел и Александр — опирались, с одной стороны, на творческий опыт своих предшественников, с другой — стремились ответить и на вызовы современной жизни, учтя те глубокие изменения, которые произошли в нашем обществе за последние полвека.

Митрополит Николай (Ярушевич)

Митрополит Николай (Ярушевич)

Книга посвящена митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу; 1892–1961), выдающемуся архиерею и проповеднику, первому председателю Отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата, пастырю, богослову, дипломату. Митрополита Николая современники называли «Златоустом XX века».

Рождественский подарок детям

Автор рассказывает евангельскую историю Рождества Христова, объясняет смысл праздника простым, доступным для ребенка языком. Текст сопровождается загадками и стихами, которые делают чтение интересным и увлекательным.

Божьи искорки. Невыдуманные истории

Сергей Пылёв

Невыдуманные истории объединены одной мыслью. Исповедальные по сути, они представляют собой радостное откровение человека, который видит в течении обыденной жизни ее глубинную соединенность с Небом. Что бы ни случалось с автором этих рассказов, его родными и близкими, коллегами, а порой и вовсе малознакомыми людьми – все проникнуто ощущением Божественного смысла бытия.

Тепло любимых рук

Денис Ахалашвили

Денис Ахалашвили пишет о своем духовнике схиархимандрите Власии (Перегонцеве), вспоминает Пафнутьев Боровский монастырь. Рассказывает о возрождении храмов, о чудесных событиях в своей жизни и жизни знакомых ему людей, о святынях, с которыми соприкоснулся.

Рождество Христово. Крещение Господне

В сборник входят тексты богослужебных последований праздников Рождества Христова и Крещения Господня, а также последования часов, совершаемых накануне праздников. В приложении печатаются поучения святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на дни этих церковных торжеств.

Прекрасная Аза

В 1880-х – самом начале 1890-х годов Николай Семенович Лесков работал над циклом легенд о ранних христианах Египта и Ближнего Востока. По сути, труд его явился художественным переложением пролога — сборника житий святых, составленного в Византии в X–XI веках (эти легенды и вошли в наш сборник).

Епископ Вениамин (Милов)

«В личной нашей духовной жизни, знаете, чего недостает? Нет напряжения у нас к ношению помысла Иисусовой молитвы, нет осторожности в употреблении речи, мало понуждения себя прощать всех, пред всеми смиряться, мало боремся со своей нервностью и с привычкой механически молиться».

Знак свыше. Современные были

Куда бы ни привела судьба героев Марии Сараджишвили, они не сойдут с основного пути – дороги к храму. Пусть даже путь этот тернист и омыт слезами.

Узкий путь

Тит Коллиандер

Книга шведского православного писателя Тита Коллиандера посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина — ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Архиепископ Аверкий стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Его предостережения имеют непреходящий характер.

Помоги сыну моему…

Душа человека интуитивно стремится к любви: любви к Богу, к ближнему... Как легко эту естественную устремленность направить по ложному пути и вместо истинной любви пригреть в своем сердце ее суррогаты.

Кубанские сказки

В сказочный узор сложились обычаи и нравы жителей кубанской земли, истории из станичных летописей и быта казаков. Это память о тех, кто жил две сотни лет назад, об их благородстве и верности.

Священномученик Фаддей (Успенский)

Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он не обыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное».

Схиигумения Фамарь (Марджанова)

Грузинская княжна, принадлежавшая к знатному роду, она оставила мир и последовала за Христом, став исповедницей Русской Православной Церкви. В 2016 году схиигумения Фамарь канонизирована Грузинской Православной Церковью.

Священномученик Иларион (Троицкий)

Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, была горением любви к Церкви Христовой. И даже внешне он, высокий, широкоплечий, с русой бородой и строгими, иконописными чертами лица, напоминал настоящего русского святителя.

Сила книги

Протоиерей Андрей Ткачев

«Все записанное буквами человеческими недалече от Бога. Всюду, где есть альфы и омеги, беты и гаммы, всюду, где есть текст, должен быть и Христос».

Цветы пустыни

Монах Александр (Блум)

Среди тех, о ком пишет отец Александр, есть и прославленный ныне святой мученик и преподобные, есть бедные и многодетные бедуины-кочевники и семья копта, владельца маленького ресторанчика, есть и продавец овечьего навоза и жадный и богатый скотовод, вразумленный за свою алчность.

Митрополит Лавр (Шкурла)

«Владыка завершил свой жизненный путь самым важным событием — восстановлением единства Русской Церкви. Это состоялось при нем, и, я думаю, без него это было бы немыслимо. Поэтому мы должны сохранить благодарность ему именно за это великое дело».

Патриарх Пимен (Извеков)

Строгая верность православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, смиренномудрие стали теми качествами, которые отличали Патриарха Пимена и помогали ему вести церковный корабль.

Патриарх Сергий (Страгородский)

Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов.

Как я бросил пить. Опыт борьбы с «зеленым змием»

«Потому паки и паки призываю вас, дорогие мои собратья-алкоголики, уверовать в то, что только Господь может исцелить по-настоящему. Но знайте и другое – даже Господь не сможет вас исцелить, если вы сами не захотите этого».

Волшебная скрипка

В книгу вошли новые рассказы писателя, в которых происходят порой странные вещи – слабый побеждает сильного, шалопай отказывается от почестей, а один человек своей добротой вдруг оказывается способен изменить всех вокруг себя.

В руки, Твои, Господи…

Книга написана на основе воспоминаний прихожан храма святого Георгия Победоносца в городе Тырныаузе (на Северном Кавказе) о первом настоятеле, священнике Игоре Розине, убиенном 13 мая 2001 года, в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова).

Жизнь и труды священномученика Илариона

Автор предлагает не только обзор основных работ и событий жизни архиепископа Илариона (Троицкого), но и, насколько это возможно, раскрытие связи учения о Церкви, которого придерживался священномученик, с его духовным обликом и исповедническим подвигом.

Апостасия

О русской катастрофе — революции 1917 года — и ее причинах написано так много… и все равно остаются тайны. Тайна отречения государя. Тайна Божественного Домостроительства. Тайна России... Книга «Апостасия» написана о времени до- и послереволюционном.

Епископ Василий (Родзянко)

Митрополит Тихон (Шевкунов) писал о епископе Василии: «В его поразительной жизни было много такого, чего иначе как чудом назвать нельзя. Можно, конечно, назвать эти случаи и совпадениями. Сам владыка Василий на вопрос о “совпадениях” обычно, усмехался: “Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются”».

Истинные воины Царя Небесного

Книга представляет собой сборник научных работ, написанных в разное время. Первая группа статей содержит размышления автора о времени преподобного Сергия, о Епифании Премудром как его агиобиографе. В статьях, посвященных преподобному Иосифу, рассматривается распространившаяся в русском обществе его времени ересь жидовствующих, характеризуется в целом литературное наследие Иосифа.

«Дневники» М. Л. Казем-Бек

«Дневники» М. Л. Казем-Бек отвечают лучшим эстетическим и мировоззренческим критериям и стоят в одном ряду с наиболее значительными произведениями жанра мемуаров: «В “Дневниках” много ярких, убедительно достоверных зарисовок дворянского и народного быта.

Житие священномученика Илариона (Троицкого)

В илюстрированной книге для детей рассказывается о жизненном пути священномученика Илариона (Троицкого, епископа Верейского, † 15/28 декабря 1929 г.), подвизавшегося в труднейшие, воистину страшные годы гонения на Церковь.

Бабушка, а почему? или Разговоры с внуками

То, что ребенок видит и слышит в младенчестве, остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего детства. Необходимо выстраивать быт семьи и внутрисемейные отношения так, чтобы они содействовали духовному воспитанию детей, спасали их от безверия мира.

Житие пророка Даниила

Новая иллюстрированная книга для детей о жизни пророка Даниила. Пророк Даниил — один из удивительных ветхозаветных пророков, называемый в Библии «муж желаний». Он настолько угодил Богу своей праведной жизнью, горящим духом и смирением, что Господь даровал ему разум видеть тайный смысл событий настоящего, прошлого и будущего.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Отец Серафим делился: «Хорошо, что службу знал на память, а то свечей нет, только коптилка. В церкви пусто. Ни петь, ни читать, ни кадило раздувать некому. Зато можно всю ночь служить». Старца спросили: «А проповедь кому говорили? Ведь в храме пусто». На что он ответил: «Но ведь в темноте кто-то мог быть. Для них и говорил».

Архимандрит Клеопа (Илие)

Архимандрит Клеопа (Илие) — известный румынский старец, великий духовник и наставник многих иноков и мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Стяжав на протяжении более чем полувека монашеского подвига огромный духовный опыт, старец Клеопа был так же любим и почитаем в своей стране и за ее пределами, как преподобный Серафим Саровский в России.

Архимандрит Ипполит (Халин)

Архимандрит Ипполит (Халин) советовал духовным чадам: «Терпите. Главное — терпение. Живите чисто, ходите в церковь, молитесь. И Господь поможет». Архимандрит Кирилл (Павлов), сказал как-то одному благочестивому паломнику об отце Ипполите: «Самый добрый батюшка на земле».

Грузинская рапсодия

Олеся Николаева

«Спросите меня еще и еще раз: “Чувствовала ли ты когда-нибудь полноту жизни?” Я отвечу по десятому разу: “Да! Да! Да! В Грузии!” Особенно когда идешь по проспекту Руставели, и тебе двадцать с чем-то лет, и тебя узнают каштаны, и ты не чужая горе Мтацминда, и ты вдыхаешь этот воздух, полный баснословных обещаний и предчувствий, и в глазах у тебя праздник...»

Архимандрит Алипий (Воронов)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» вышла книга «Архимандрит Алипий (Воронов)». В книге собраны наставления, советы отца Алипия и воспоминания людей, близко знавших его.

Беседы на Великий пост

«Суть Евангелия выражена в кратком изводе проповеди Господа Иисуса Христа: “Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное”. Сам наш ум должен предстать пред Царством Небесным, только тогда мы увидим себя в настоящем состоянии и сможем покаяться».

Архимандрит Таврион (Батозский)

Архимандрит Таврион (Батозский) был одним из великих подвижников нашего времени, человеком святой жизни и большого дерзновения пред Господом. К нему ехали тысячи людей со всех концов Советского Союза за советом, молитвенной помощью и духовным окормлением. В книге собраны его наставления, советы, воспоминания о нем.

«Наша матушка Матрона»

Эта книга – стихотворное изложение жития святой блаженной Матроны для детей. Автор в простой и доступной форме рассказывает обо всех значимых событиях из жизни почитаемой московской святой.

Иеросхимонах Иероним (Соломенцов)

На протяжении более ста лет иеросхимонах Иероним является одним из самых почитаемых подвижников в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Его мощи покоятся в особой усыпальнице вместе с честными останками игуменов и старцев монастыря. Собираются материалы для его канонизации.

Архиепископ Серафим (Соболев)

Архиепископ Серафим — замечательный иерарх Русской Православной Церкви, известный своей высокой духовной жизнью, прозорливостью, молитвенным предстательством пред Господом за свою паству и трудами в защиту православия. Во многом он был подобен подвижникам первых веков христианства.

«Несвятые святые» и другие рассказы

Об этом прекрасном мире, где жи­вут по совершенно иным законам, чем в обычной жизни, мире, бесконечно светлом, полном любви и радостных открытий, надежды и счастья, испыта­ний, побед и обретения смысла поражений, а самое главное, – о могущественных явлениях силы и по­мощи Божией.

Женская православная одежда – что надеть в храм

Обычно при словосочетании «верующая женщина» возникает образ замученной, бледной тётки в балахоне, тёмном платке, от её вида исходит мрачность и угрюмость. Но верить в Господа — не значит лишить себя радостей жизни.

Православие несёт свет, радость. Поэтому мнение о том, как должна одеваться женщина, посещающая церковь, часто ошибочно. Женщина всегда должна выглядеть привлекательно. Это касается и одежды, выбранной для мирской жизни, и для одежды, предназначенной для посещения церкви.

Характерные черты

Одежду в православии разделяют на несколько условных видов: для посещения храма, для паломнических поездок, для работы и для праздников. Эти разновидности объединяют общие черты.

Православная одежда имеет характерные особенности. Вещи, прежде всего, не должны быть вызывающими, яркими, вульгарными, сексуальными, так как это порочит достоинство верующей женщины. Выбирайте модели спокойных цветов, соответствующие возрасту. Также одеяние должно учитывать особенности телосложения, не быть слишком обтягивающим и не вызывать дискомфорт.

Ни в коем случае православная одежда для женщин не должна вызывать помыслов сексуального характера со стороны мужского пола. Поэтому недопустимо носить юбки и платья выше колен. Как правило, в церковь надевают нарядный светлый костюм.

Цвета и символы

Для церкви каждый цвет имеет определённое значение. Это касается и гардероба, особенно женских платков. Для того чтобы выбранный оттенок совпадал с церковной символикой, ознакомьтесь со значением цветов.

  • Белый стал символом Божественного нерукотворного цвета.
  • Красный (цвет крови) – символ любви к Христу и всему человечеству.
  • Золотые и жёлтые тона символизируют славу Господа.
  • Зелёные варианты говорит о вечной молодости и жизни, олицетворяет зарождение.
  • Голубые элементы означают чистоту, целомудрие Божьей матери.
  • Фиолетовый цвет в церковном значении — это страдания, в частности Христа за людской род.
  • Чёрный – цвет, выражающий скорбь, также носится в дни траура.
Вещи разноцветные, в цветочек или в горошек предназначаются для работы, уборки. Если православные чтут традиции церкви, то выбирают на богослужения одеяния соответствующей расцветки, но это не обязательно.

Как одеваться в храм

Одежда для храма должна быть особой и соответствовать установленным правилам. Особенно это касается женщин. В церковь она должна войти только с покрытой головой.

Юбку или платье выбирают длиной не выше колен, предпочтительны модели макси. Сейчас можно подобрать много красивых вещей, которые не испортят внешность.

Обратите внимание на отсутствие вырезов и разрезов. Также не рекомендуется носить женские джинсы и штаны. Надевая брюки, женщина уподобляет себя мужчине, а это неприемлемо.

Остановите выбор на однотонном гардеробе. Можно выбрать определённый цвет, опираясь на символику, в зависимости от цели посещения храма.

Помните о том, что одежда должна быть чистой. Ещё в Древней Руси в церковь надевали лучшие, праздничные вещи.

Модные бренды

Немногие знают, что существует мода религиозная. Православный гардероб тоже соответствует определённым модным трендам. Цель — подчеркнуть скромность и непорочность прекрасной половины человечества. Основное правило: отсутствие брюк и закрытый стиль, то есть, нет декольте, вырезов, разрезов. Ткань выбирается непрозрачная, однотонная. Образ получается скромный, но стильный, подчёркивающая индивидуальность.

Популярностью пользуются интернет-магазины. Например, «Мирянка» предлагает достойные платья. Модели обладают уникальным стилем, что позавидует любая светская модница.

Пользуется спросом и «Барышня-крестьянка». Производитель представляет серию нарядов, в которых верующей женщине не стыдно показаться на людях.

Магазин «12 праздников» выпускает скромную одежду. Бренд отличается приемлемыми ценами.

Как выбрать одежду

Составляя гардероб, помните, что вещи должны быть целомудренными, не порочить достоинства, а значит быть скромными. Одежда должна женской, то есть следует отказаться от брючных изделий.

Длина юбки или платья — не выше колен, а талия не может быть заниженной. Грудь остаётся прикрытой, избегайте глубоких вырезов.

Обувь предпочтительна с закрытым носком, на низком ходу. Уделите внимание головному убору. Сейчас в продажу поступают специальные платки, которые не спадают даже во время поклонов. Идеальный вариант при посещении храма.

Рекомендовано выбирать вещи мягких, приглушённых оттенков. Одежда не должна соблазнять противоположный пол.

Священник Павел Гумеров. Об одежде женщин / Православие.Ru

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Скажу несколько слов о скромной и нескромной одежде.

Тело является видимой частью души (кстати, узнав об этом, известный рок-музыкант К. Кинчев перестал уродовать тело новыми татуировками). Украшая свое тело, одевая его, женщина приоткрывает некоторую часть того, что таится в ее душе. Например, с помощью косметики пытается дорисовать свой лик до ей одной известного идеала.

Поэтому, смотря на девушку, которая одевается слишком облегченно и открыто, невольно задаешься вопросом: «А не является ли ее поведение таким же облегченным, как и ее одежда?» Разумеется, далеко не все женщины, одевающиеся вольно, хотят быть легкой мишенью для мужчин. Когда-то я не мог понять, почему многие девушки одеваются так, будто думают только о сексе? Ведь для любого мужика это послание: «Я не против!» Известно, что большинство изнасилований происходит из-за нескромного поведения женщин. А потом я понял, что девушки вовсе не хотят отдаться первому встречному, скорее они просто не понимают, как это действует на мужчин. Но если парень обратил на нее внимание — это маленькая победа, тщеславие удовлетворено, ее оценили. Сродни тому как атлетически сложенный мужчина поигрывает мускулами на пляже и ловит восхищенные взоры красавиц. Но беда в том, что бедные девицы не понимают, какие грязные, опасные мысли возникают в головах некоторых мужчин при виде их и как скоро они могут перейти в действие. Ведь мужчина, как известно из медицины, гораздо более возбудим, чем женщина.

Многим девушкам с помощью нескромной одежды, кокетства нравится самоутверждаться, одерживать победы и потом бросать свои жертвы. Такое поведение весьма опасно во всех отношениях. Я читал рассказ об одной девице, которая очень любила смеяться над мужчинами. И вот однажды верующие тетушки почти насильно привели ее в Троице-Сергиеву лавру.

И здесь, в храме, она увидела юношу неземной красоты, который не только не обращал на нее внимания, несмотря на все уловки, но даже не смотрел в ее сторону. Девушку это буквально довело до беснования. А потом она узнала, что юноша слеп. И тут великий стыд нахлынул на нее, она осознала всю глупость и нелепость своего поведения.

Молодым людям, выбирающим спутницу на всю жизнь и мать своих будущих детей, следует обратить особое внимание на внешний вид и поведение своей избранницы. А девушкам, собирающимся замуж, следует помнить, что мужчина с серьезными намерениями вряд ли свяжет свою жизнь с вертихвосткой и записной кокеткой. Напомню замечательные слова апостола Павла: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа… (1 Пет 3, 3–4).

Многие женщины мечтают выйти замуж. И это вполне понятно: стремление к замужеству и материнству заложено в женское естество от природы. Но очень опасно стремиться к этому любой ценой. Можно на всю жизнь сделаться несчастной.

Некоторые девушки, особенно ближе к тридцати, считают, что жизнь будет прожита зря, если срочно не выйти замуж. И не важно даже за кого: за пьющего, неверующего, даже наркомана, главное — выйти. Протоиерей Аркадий Шатов сказал мудрые слова: «Гораздо лучше вообще никогда не выйти замуж, чем выйти плохо».

Мы всё говорим о правилах для женщин и совсем оставили в стороне мужчин. Юношам я желаю одного: быть мужчинами. Главная болезнь современной молодежи — это жуткий инфантилизм, боязнь ответственности. И как следствие этого — упадок института брака.

Наша беседа подходит к концу, и я хотел бы еще совсем немного сказать об одной очень серьезной проблеме. Большинство молодых людей полагают, что совместную половую жизнь нужно начинать до брака. А вдруг мы окажемся сексуально несовместимыми, рассуждают они, и придется развестись?

Скажу одно: количество «пробных браков» увеличивается, число же разводов не уменьшается, а растет.

Не говоря уже о том, что такой подход может привести к серьезной ошибке. Например, молодые люди решили «попробовать», у них не получилось, и они разбежались. А «не получиться» могло по огромному количеству причин, из которых несовместимость стоит на последнем месте.

Гармоничные интимные отношения — весьма сложная, тонкая вещь, и родиться они могут только в долговременном союзе любящих людей, которые очень хорошо знают особенности и желания друг друга. Вот почему молодые должны сохранять себя до брака.

Сейчас такое время, когда люди из-за оторванности от веры и традиций наделали много ошибок, не смогли сохранить себя в чистоте и целомудрии. Но Божественная благодать немощная врачует и оскудевающая восполняет. Господь поможет каждому человеку, который искренно к Нему обращается. Лишь бы человек очистился через покаяние, исповедь и сам захотел измениться.

Если вы решили связать свою жизнь с человеком, ни в коем случае нельзя попрекать его прошлым.

Тема у нас — период добрачный, и назвать его можно генеральной репетицией, подготовкой к самому браку и проверкой чувств. Жених и невеста должны еще до венчания начать учиться любить, прощать, радовать друг друга, молиться друг за друга. Когда я только рукоположился в священный сан, мой сослуживец, опытный священник, сказал мне: «Не привыкай к плохому, старайся с самого начала все делать хорошо и правильно, потом будет легче».

То же можно сказать и про семейную жизнь. Еще до брака нужно учиться правильно строить свои отношения.

Ничего не бойтесь. Человек, вступая в супружеский союз, исполняет заповедь Божию: Не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18), и если он испросит у Бога помощи и намерения его искренни, то Господь обязательно поможет ему.

Мода по-православному: стиль женщины в храме | Азбука воспитания

Мама всегда  красивая и модная, – убеждены дети. А что говорит о моде и внешнем образе Новый Завет? В Евангелии об одежде упоминается вскользь – о власянице Иоанна Крестителя,  о плащах, постилаемых народом во время входа Господня в Иерусалим, об одежде Христа, о которой воины метали жребий. В одной из притч читаем и о ветхих одеждах –  тех, к которым не пришивают заплат, отодрав их от новых. Но ровным счетом ничего  не сказано, как должно одеваться женщине в храме.

Бывает, что приходские ревнители благочестия спешат выставить за порог храма тех, кто не соответствует принятому формату, и большинство обиженных на замечания обратно не возвращаются. Нужны ли некие стандарты достойного  и приличного костюма для участия  в богослужении?  Защитят ли  они чувства верующих и тех, кто на пути к вере? Этим вопросам  в новой России не один десяток лет, а однозначных ответов до сих пор нет.

О смирении… с подиума?

Вспоминается, как лет семь тому назад  в российских СМИ  открыто звучала дискуссия по поводу внешнего облика прихожан. Вслед за духовенством и общественными деятелями тему одежды для  посещения храма подхватили ведущие дизайнеры модного мира, тотчас  представившие свои «православные» коллекции. В столице состоялось несколько фэшн-показов, с точки зрения  бомонда – громких, гламурно-успешных, а с позиции  церковных людей – скорее, провальных и вызывающих острое чувство стыда.

Из репортажей СМИ с нашумевшего показа в ювелирном доме «Эстет»  в 2011 году можно было заключить, что православную женщину модельеры представляют себе абсолютно по-разному. То таинственной незнакомкой, поверх неуместно глубокого декольте обернутой в прозрачный газ, то былинной русской красавицей в сарафане с кокошником (популярный за рубежом этнический стиль медведей и балалаек!),  а некоторые – и вовсе неким существом среднего рода, одетым  в бесформенный  бесполый балахон из пластика и других «современных» материалов. Некоторые известные кутюрье преобразили манекенщиц в юных ретроградных старушек, с головы до пят упакованных в бесцветные  платья-футляры  из плотных неудобных тканей тусклых землистых оттенков.

С точки зрения простой обывательницы с природным вкусом,  все это – от лакированного православия  и пародий на него до западных примитивных представлений о «русскости» – плохо, пошло, ретроградно, безрадостно. Кажется, что профессионалы модного мира узнали о православной культуре только сейчас и на скорую руку стилизовали модели под эти представления.

А вот как восприняли  показ молодые модельеры.

Елена Макашова, дизайнер одежды: «Для меня понятия «православие» и «мода» не совместимы. Точно так же, как «монастырь» и «карнавал».

Одежда несет свою философию и рассказывает о человеке: кто он, какое у него образование, каков мир его интересов. Она определяет, как к нему относиться. О чем должна говорить одежда православной женщины? О смирении, одной из основных христианских добродетелей. Можно ли сказать об этом, глядя на старомодные или эпатажные наряды с элементами национальной русской одежды? Если бы мне довелось работать над коллекцией, то это были бы, наверное, более простые ткани, я придала бы им интересную форму (сложный крой), чтобы интересно было носить молодым, сделала бы что-то современное. Потому что, к сожалению, в представленной одежде мне не видны ни современность, ни представления о целомудрии, чистоте и смирении».

Любовь Логинова, художник-дизайнер: «От православия на этом показе было очень мало. Да, модели были в платках. Да, большинство платьев были длинными, но мягко говоря, не радовали новизной и свежестью идей. В одежде, которую можно отнести к православному дресс-коду, главное элегантность и строгость, но  не обязательно, чтобы платье было закрытым, со стоечкой по шею. Нужно учитывать особенности  и тип женской фигуры. Я думаю, православная одежда не должна быть зажата в узкие рамки, она может быть цветная, нарядная, но подобрана со вкусом и отвечать правилам приличия. Хочется, чтобы православные женщины своей одеждой привили людям вкус одеваться достойно и элегантно, и многие бы увидели, что для того, чтобы показать себя, совсем не обязательно обнажаться. Одежда обрамляет, подчеркивает натуральную, естественную красоту. Одежда показывает степень воспитания женщины, степень ее понимания ситуации и места, в которое она пришла. Так было во все времена».

Стразы и алмазы

Так давайте поразмышляем в стороне от подиумных идей. «Православная мода» – словосочетание само по себе странное, парадоксальное. В начале 20 века сочетать два этих понятия вряд ли пришло бы кому-то в голову. Наверное, потому, что большинство  жительниц нашей страны так или иначе отождествляло себя с православной верой и понимало, что мода – это о салонах и балах, а православие – совсем о другом.

Правда, тогда  женщины всех сословий, от высшей знати до простых крестьянок, гораздо лучше понимали значение слов «случай» и «повод», и на каждый случай и повод имели заготовленный заранее продуманный до мелочей соответствующий наряд.

Православие – о вечном, мода – сиюминутное настроение, или, как удачно сказал какой-то известный кутюрье, всего лишь кусок ткани, перемещаемый по телу женщины. Наверное, поэтому не увенчались успехом изначально добрые начинания инициаторов показа, и у модельеров и представителей Церкви не получилось диалога.

Одни не уловили духа  и смыслов православия, другие  не оценили полета фантазии, затраченных усилий, профессиональных решений, километров дорогих  полупрозрачных тканей, килограммов бисера, пайеток и кружев.

Но что делать, если получилось неубедительно, не похоже на правду?

Мода – всегда китч, противопоставляющая здоровой радости истерические восторги шоу, яркий вызов окружающим, эпатаж,  выпускающая на волю сексуальность.

Православие – скрытая от глаз драгоценность,  мода – нарочито блестящий страз. Ценности абсолютно разные. Очевидно, поэтому православной моды… не бывает?

Назад в историю

А должен ли вообще православный человек выглядеть как-то особенно?

Стоит  заглянуть в прошлое, чтобы убедиться: специальной одежды для церкви в истории костюма не было.

Каждому периоду соответствуют свои эталоны красоты, свои силуэты и формы, кстати, иногда гораздо более эпатажные и нелепые, чем сейчас  в среде неформальной молодежи. Все они отражены в  мировом искусстве – особенно в живописи, графике и скульптуре. Стоит только вспомнить огромный испанский воротник «фреза» 16 века, напоминавший одетый на шею мельничный жернов (кстати, это из-за него придумали столовую вилку – иначе пообедать в таком «архитектурном сооружении» на шее было бы невозможно). Или жесткое, стесняющее движения французское платье-робу на металлическом каркасе с натянутой на него юбкой без единой складки, называемой «хранитель добродетели».  Но это – европейские примеры, не так сильно проникшие на русскую почву. А вот корсеты начала 20 века, в которых женская фигура  неестественно нагибалась вперед, а талия затягивалась до объема в 55 см, из-за которых женщины  не просто испытывали неудобства, но даже теряли сознание, были очень популярными  в России. Как и более ранние «хвостатые» накладные юбки-турнюры. Примеров  таких модных изощрений много, но все они на какое-то время становились общепринятыми. Выглядеть иначе означало бросать вызов приличиям.

Как на иконе

Иконописные образы – богатый  источник сведений об одежде. Они  глубоко символичны, но  при этом отражают  реальную моду определенного времени – Израиля времен Римской империи, Византии. Пресвятую Богородицу на иконах мы привыкли видеть в  платке-мафории или накидке, которые Она носила по обычаю замужних иудейских жен. Платок надевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, он драпировал почти всю фигуру. Господь Иисус Христос на иконах обычно пишется в одеждах знатных сановников Империи: в длинной рубашке-хитоне и прямоугольном плаще-гиматии.  Похоже облачены многие ветхозаветные и новозаветные святые.

Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы изображаются с покрытой головой, что свидетельствует об их пребывании в молитве и душевном стремлении к смирению. Но иногда святых жен  пишут иначе, например, преподобную Марию Египетскую, где непокрытая голова – это знак ее исключительной аскетически-покаянной жизни.  Без платка  изображают отроковиц и юных дев – мученицу Веру и младших Великих княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

Одежды на иконах  – прекрасные,  нарядные, богато украшенные орнаментом  и по-восточному колоритные. Их эстетика поражает воображение, а декор снова вдохновляет кутюрье. Но сегодня в  таком костюме  вряд ли возможно передвигаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в общественный транспорт, прийти на работу или в храм. Выглядеть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли?

Костюм за двухтысячелетнюю историю претерпел множество трансформаций. Форма одежды стала упрощенной, нацеленной на удобство. Появились джинсы…

Мимикрия и царский путь

Автор  книги «Мешают ли джинсы спасению» Владимир Легойда считает:

«Пришло новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде не задумываются. Они, не открывая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и неофитский пыл, который часто замыкался на форме, даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть, там есть графа «вероисповедание», и все  «православные», но фото вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие не сочетаемые вещи сегодня сочетаются.

Конечно же, внешний вид важен. Одежда имеет свою мифологию, это одна из форм проповеди. Но здесь вот какая проблема: Церковь – это не субкультура, хотя именно опасность такого восприятия нам сегодня угрожает. Церковь в каком-то смысле больше общества, и у Чаши могут встретиться люди разных «субкультур».  И я не считаю, что у православных мирян непременно должна быть какая-то особая одежда.

Есть такая мысль – ее приписывали разным отцам первых веков христианства, – что христиане по внешнему виду могут ничем не отличаться от людей той страны, в которой они живут, но могут отличаться внутренним состоянием и поведением.

Одно из требований, которое часто предъявляется к православному внешнему виду, — скромность. Целомудрие (или его отсутствие) проявляется и внешне. Если в человеке отсутствует целостность, то эта разорванность будет проявляться и в мыслях, и в поступках, и в речи, и в одежде. И это особенно хорошо видно в современном мире, в котором очень многое направлено на соблазн. Это касается и некоторых тенденций современной моды, осознанно вызывающих, агрессивных, провокационных. Это проблема нашего времени, это проблема мира, в котором забыто понятие «грех».

Я совершенно не хочу огульно осуждать современную моду. Чистому все чисто. Но я хотел бы отметить вещи, которые хотя и не касаются длины юбок, но кажутся мне очень важными. Думаю, что представители моего поколения тридцатилетних, и тем более старшие поколения, не могли бы сказать своей матери: «Ты сексуальная».

Другая крайность – небрежность, неряшливость. Я думаю, если на человека неприятно смотреть, это не очень правильно с православной точки зрения.

Верующий человек – это внимательный человек. Он призван со вниманием относиться к тому, что он говорит, что ест, что думает, как одевается. И здесь важно, как всегда, искать царский путь».

О брюках и язычестве

Интересно мнение протодиакона Андрея Кураева:

«Отношение к брюкам не является устоем православной веры. Это не вероучительная, а этикетная форма, но когда-то за этим стояли две серьёзные вещи.

Первое. В брюках  раньше порядочные люди вообще не ходили – ни мужчины, ни женщины. Так было в Древнем Риме, в Палестине, в Византии. Все ходили в туниках. А в брюках ходили варвары. Когда по Константинополю шёл человек в брюках, то своим видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм.

Когда варвары стали христианами, этот мотив ушёл. Но появился другой, связанный с карнавальными переодеваниями, которые когда-то имели религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Эти переодевания на Святки или Масленицу были рудиментом очень древних языческих ритуалов встречи Нового года. Скоморошество, выворачивание всего наизнанку, смена социальных ролей, смешение мужского и женского, молодого и старого было разрушением устоявшихся социальных ролей, поэтому переодевания мужчин в женщин и наоборот – это своего рода языческая форма покаяния, выражение желания жить по-другому.

Но пришло христианство и принесло иные формы покаянного поведения: изменение не одежд, а сердец. А память об этом некогда серьёзном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к тому, что женщины надевают мужскую одежду.

И нет тут никакой дискриминации именно женщины. Неодобрение «переодеваний» касается всех – независимо от пола, попробуйте представить, что пришлось бы выслушать мужчине, решившему зайти в храм в юбке!»

Не «выламываясь» из приличий

Косметика существует веками и также является частью костюма. Размышляет Андрей Кураев: «Храм – не место для лицедейства и лицемерия. Если человек пришёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо стоять «голеньким». Женская косметика  всегда была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу охоты. Но открывать в храме охотничий сезон на мужчин – это как-то нехорошо. Это место, где человек может быть просто человеком, а не сексуально зависимым существом. Ну вот, вынес я приговор столь же суровый, сколь и справедливый… А теперь начну его смягчать.

Во-первых, косметика Евангелием… предписывается: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Считалось, что красивые волосы – это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет, а духовный.

Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком старательно подчёркивать нашу инаковость: ходить в чёрных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением благочестивого ужаса  передвигаться по улицам…

Если в твоём окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия в той среде, где живёт и работает христианин, то не стоит нарочито из неё выламываться.

Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример – св. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна. Но для неё косметика была не личным выбором вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции».

Ради ближнего

Совет отца Андрея  Кураева  «женщине, которая специально идёт на службу – одеться «по-церковному».

Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.

Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной сосредоточенности – очень трудно. Конечно, человек отвлекается. И тут вы даёте такой прекрасно-законный повод заняться чем-то другим помимо молитвы. И ещё, нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю – меня терпят. Все мы в Церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут – Господь, и Он позвал нас к Себе».

Подытожить хотелось бы словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в его бытность главой Синодального отдела внешних церковных связей: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример, в том числе и внешним обликом».

Эстетика в Церкви, по его словам, имеет огромное значение, а это в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма. «Православие – это не убожество, это красота жизни», – подчеркивал  он в одном из интервью.

Радость и чувство цвета

…С 2011 года информационная волна  по поводу церковной одежды в СМИ стихла, и ведущие дизайнерские дома больше не предлагают создавать единый национальный дресс-код  и выверенную униформу для посещения храма.

Но православные верующие не отчаялись и впали от этого в когнитивный диссонанс – те обычные женщины, которые  живут церковной жизнью и при этом всерьез интересуются вопросами стиля, имеют не один удобный и приличный костюм, не оскорбляющий чувства молящихся рядом с ними. А потому им не приходит в голову надеть рваные джинсы с растянутой майкой с лейблом  или надписью про любовь и обернуться поверх этого  урбанистического шедевра в пляжное парео, имитируя юбку в пол. Обычно «церковный» наряд заготовлен  ими заранее и только ждет своего часа в шкафу.

…Евангельский взгляд не спорит с модой – он вне перемен, он устремлен поверх нарядов, направлен мимо всего временного.

Любуясь нарядной  и празднично-яркой одеждой наших прихожанок на Пасху и Троицу, на Петров день, понимаешь, что православная вера – не только борьба со страстями и исповедание грехов, но радость во Христе, а значит, и красота, и свет, и чувство цвета.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников


Смотрите также



Образ невесты Подготовка к свадьбе Организация свадьбы Развлечения на свадьбе Поздравления и тосты на свадьбу Свадебные приметы, горосокопы и гадания
Club Brides - Клуб Невест

Как показывают статистика и практика, в подавляющем большинстве случаев именно невеста является главным идеологом и главной движущей силой процесса подготовки к свадьбе.
Как подобрать счастливую дату свадьбы, как стильно и оригинально оформить свадебные приглашения, как выбрать самое красивое свадебное платье, какую сделать прическу, каким должен быть букет невесты, во что одеть подружек невесты, где организовать банкет, как оформить банкетный зал, какого фотографа и видеооператора пригласить… Вопросов при подготовке к свадьбе возникает сотни… Без совета и помощи не обойтись.
Свадебный портал «Клуб Невест» (Club Brides) посвящен всем самым главным вопросам, которые возникают у будущих молодоженов в процессе подготовки к свадьбе, а также всем тем вопросам и нюансам, которые необходимо учесть, чтобы свадьба стала действительно красивым, ярким, веселым и запоминающимся событием.
Мы подскажем вам, как подобрать счастливую дату свадьбы, как стильно и оригинально оформить свадебные приглашения, как выбрать самое красивое свадебное платье, какую сделать прическу, каким должен быть букет невесты, во что одеть подружек невесты, где организовать банкет, как оформить банкетный зал, какого фотографа и видеооператора пригласить и многое-многое другое…


2015-2020 © Club Brides - Клуб Невест | Содержание | Карта сайта
Копировать материалы без размещения прямой активной ссылки на CLUBBRIDES.RU запрещено!