Образ невесты Подготовка к свадьбе Организация свадьбы Развлечения на свадьбе Поздравления и тосты на свадьбу Свадебные приметы, горосокопы и гадания

Запрещенные для женщин профессии


Для женщин в России закрыты 456 видов работ. Дальнобойщица, помощница капитана и капитан — о том, как они преодолели этот запрет — Meduza

В России существует официальный список из 456 видов работ, запрещенных для женщин; он принят еще в 1974 году. ООН признало список ущемляющим права женщин, Минтруда РФ пообещало его пересмотреть. Но пока что женщинам не положено работать плотником или водолазом, управлять электропоездом, быть членом палубной и машинной команды на корабле, а также водить автомобиль грузоподъемностью больше двух с половиной тонн. Считается, что эти профессии слишком сложные и травмоопасные для женщин, а еще могут нанести вред репродуктивному здоровью. Впрочем, некоторым женщинам удается получить такую работу, но для этого им приходится обращаться в профсоюзы, к правозащитникам или даже в ООН — как, например, сделала второй помощник капитана Светлана Медведева из Самары. «Медуза» поговорила с женщинами, которые не считают нужным делить профессии на «женские» и «мужские» — и водят фуры и суда.

Евгения Корнева

23 года, Санкт-Петербург; 4-й помощник капитана газовоза, трудовой стаж 4 месяца

Я окончила судоводительский факультет Государственного университета морского и речного флота имени Макарова по специальности «инженер-судоводитель», могу работать в должности от четвертого до второго помощника капитана. Сейчас я четвертый — на газовозе Sibur Tobol. Когда я пришла, капитан сказал: учить мы ничему не будем, поблажек делать — тоже. Если устроилась — значит, можешь работать. Мне это очень понравилось: значит, в меня верят как в специалиста. Но вообще на флоте поблажек никому не делают — даже если ты еще не моряк, а студент.

Я поступала в университет на бюджетной основе, конкурс был небольшой, и на первом курсе нас было 200 человек. До выпуска спустя пять лет дошли 70, а девушек осталось всего три. Мне было легко, потому что я люблю дисциплину и форму с детства, лет с 14 ездила в Мурманск на соревнования «Зарницы» — там училась преодолевать полосу препятствий и оказывать людям помощь в экстремальных ситуациях. Мечтала стать спасателем в МЧС, даже подавала документы в Академию, но недобрала нужный балл по математике. Сейчас думаю — и хорошо, потому что иначе бы не попала в «Макаровку» и не увидела, что на судоводительском факультете есть бюджетные места.

Помню, как держу в руках лист с профессиями и не хочу читать дальше: вот она, эта специальность, хочу быть только моряком! Баллов по ЕГЭ хватило, родители мои, оптимисты, меня во всем поддержали («Капитаном быть хочешь? Вот и отлично!»), я поступила. Началась учеба. Наши мальчишки-однокурсники за пять лет ни разу не спросили, зачем мне становиться моряком, не говорили «ты же девочка», мы были друзьями, никакой дискриминации я не ощущала. Сессию я сдавала не хуже, чем они, практику тоже проходили вместе. Зато преподаватели старой закалки, которые и сами ходили в море, реагировали всегда однозначно. Например, читают лекцию по устройству судна — и так между делом: эх, девчонки, ну куда вам в море, вам бы семью заводить.

В «Макаровке» моряки получают два диплома: один — об окончании университета, а второй — «рабочий морской» диплом. Второй важнее, так как на него судоходные компании — работодатели обращают больше внимания. Для того чтобы получить его, нужно наработать морской ценз: из пяти лет обучения курсант 12 месяцев должен провести кадетом в море — работать в составе палубной команды и одновременно учиться у штурманов и капитана. Мой кадетский рабочий день, например, строился так: четыре часа я проводила на мостике, а еще четыре часа была матросом.

В «Макаровке» есть обязательная практика на паруснике «Мир» — на нем ребята с разных факультетов на полгода уходят в рейс по разным странам. Экипаж состоит из 80 человек, девушек обычно 12, есть будущие штурманы, электро- и даже судомеханики — их заселяют в одну каюту. Но в том году на всем потоке не нашлось 12 человек, поэтому нас, девчонок, с «Миром» не отпустили.

К счастью, мне нашли другое место: кадетом на большом пассажирском пароме «Принцесса Мария». Он не такой крутой, как «Мир», и считается «домашним пароходом», так как ходит из Петербурга в Хельсинки и обратно. На нем я на пять месяцев стала рабочей силой, которая делает все, что попросят (смеется). Командовал на палубе боцман: здесь покрасить, здесь отшкрябать, тут мусор убрать. Попутно узнавала судно — это было несложно: когда тебе говорят, например, «Протереть !» — хочешь не хочешь, а выяснишь, что это такое. Третий помощник капитана учил меня определять месторасположение судна, корректировать карты, нести вахту. Всегда помнить, что ты — будущий штурман, поэтому должна быть умной, сдержанной, быть лидером — это важно для того, чтобы матросы, например, не фамильярничали.

Списывалась на берег я с гордостью, весь экипаж меня провожал, а командир даже подарил мне рубашку — на ее воротнике золотыми буквами было выбито «Принцесса Мария». Такие носит весь штурманский состав. Высшая степень признания! Потом командир и старпом даже пришли ко мне на выпускной, вместе посмеялись, вспоминая их первое обо мне впечатление: когда я поднялась на мостик, оба сделали большие глаза, а командир сказал: «Будешь пить кофе и строить глазки третьему помощнику — будешь драить палубу!»

Не секрет, что капитаны воспитывают кадетов «под себя», чтобы потом было комфортно вместе работать. После пятого курса меня позвали работать на «Принцессу Марию», но не получилось: компания-владелец продала пароход. Стала рассылать резюме и ходить по собеседованиям — важно было устроиться на работу быстро. У моряков с этим строго: стоит сделать перерыв в трудовом стаже, потом будут смотреть с недоверием — почему полгода не работала, дома сидела? Многие хотели меня взять, но не по специальности, а кадетом. Я отказывалась — играли амбиции: мои однокурсники уже работали штурманами, а мне опять все сначала начинать?

Помню, как шла по Невскому и чуть не плакала, думала, все пропало. И тут мне позвонили из «Совкомфлота». Меня определили на Sibur Tobol — судно с водоизмещением 22 765 тонн, которое курсирует между Усть-Лугой под Петербургом, Швецией, Францией и Англией. Я стала там первой девушкой-штурманом, получив контракт на четыре месяца. Это много — считается, что за это время в море штурманский состав успевает устать. Поэтому стандартный график — четыре через четыре, поровну в море и на берегу.

Мне было сложно психологически: одно дело ходить кадетом, учиться, совсем другое — штурманом. Ты уже часть bridge team (командного состава — прим. «Медузы»), на тебе ответственность. Например, когда мы заходим в порт, третий помощник швартуется на баке, второй — на корме, а я остаюсь на мостике с лоцманом и капитаном, фиксирую все в судовой журнал, передаю команды капитана рулевому. Как-то шли Кильским каналом в Германии, пришвартовались, и к нам на борт поднялись сотрудники порта. Я представилась по уставу, сказала: «Iʼm a 4th officer». Иностранцы слегка удивились, но стали докладывать мне план швартовки, рассказывать, как будут подходить буксиры. Через пять минут я поняла причину удивления — они осторожно поинтересовались, как это я — такая молодая, а уже старший помощник? Просто слова first и fourth в английском звучат похоже, а должности четвертого помощника в некоторых зарубежных компаниях просто нет.

Я слышала о перечне профессий, запрещенных для женщин, и не понимаю, чем руководствовались составители этого реестра. Да, работать в море непросто, но непросто всем. И если человек, независимо от пола, адекватный — почему бы ему не быть боцманом, штурманом, матросом? Когда мы ходили по Европе, я по радиоканалу УКВ постоянно слышала женские голоса: капитанов других судов, старших помощников, кадетов. Мне кажется, это нормально.

Сейчас у меня закончился контракт, я дома, в Петербурге, на четыре месяца. Уезжала с судна с тоской, было ощущение какой-то неполноты. Собираюсь на этих «каникулах» пойти в тренажерный центр — буду расширять кругозор по грузовым операциям. Мне 23, и я только расправила крылья, прошла маленький этап — но себе еще ничего не доказала.

Анна Обухова

37 лет, Набережные Челны; водитель фуры, стаж работы 4 года

Я всегда мечтала водить фуру, но сначала получила два высших образования, инженерное и экономическое, потому что «иначе нельзя, у нас в семье восемь поколений учителей и врачей». Получила права категории В, потом С и D, работала в Уфе водителем троллейбуса. На автобус без опыта сразу не взяли, а ведь троллейбус устроен гораздо сложнее, экстремальных ситуаций там не меньше, плюс — ты привязан к источнику питания. Потом водила автобус из одного конца города в другой. Было страшно, потому что это на фуре ты один, а в автобусе с тобой люди — и ты отвечаешь за них. Теперь, когда кто-то из коллег-дальнобойщиков говорит о сложности работы, всегда спрашиваю: «А ты на автобусе работал?»

В дальнобойщицы меня тоже не сразу взяли. В нашей стране молодой человек в 21 год может прийти в большую компанию и спокойно устроиться работать. Девушку без опыта не возьмут вообще, а чтобы получить опыт, нужно водить — а за руль не пускают без опыта. Змея, кусающая себя за хвост. Мне повезло, и я устроилась к частнику, дяде Ване, у него было две фуры и два двухосных грузовика, их называют «одиночки» (грузовик с кузовом, его грузоподъемность составляет 10–12 тонн — прим. «Медузы»). Вот на «одиночке» я и стала нарабатывать стаж — ждать, когда можно будет сесть за руль фуры.

Случай представился через месяц — один из водителей заболел, понадобился кто-то на замену, на рейс из Барнаула до Ивантеевки. За пять дней нужно было проехать 3500 километров, отвезти 20 бухт с проволокой, каждая весом в тонну. И мне наконец-то дали фуру! Сказать, что во время этого рейса у меня руки-ноги потели — ничего не сказать. Я чувствовала, что есть только я, машина и то, что мне нужно доставить груз. Когда добралась, на часах было 16:24 — да, я даже сейчас, спустя четыре года, помню тот рейс по секундам. Потому что фура была моей мечтой, а все остальное: автобус, троллейбус, грузовик — только ступеньками к ней.

После болезни начальника его семья решила продать машины, я осталась без работы. Устроилась в транспортную компанию «700 дорог» — прошла собеседование, меня проверили на знание матчасти, протестировали уровень парковки. Я стала единственной женщиной среди почти ста водителей-мужчин, перевозящих грузы весом более десяти тонн по дорогам страны. Коллеги тоже меня «проверяли»: это к мужчине-водителю относятся по умолчанию уважительно, а женщине нужно доказывать свою квалификацию — демонстрировать, что знаешь машину, можешь ее сама починить.

Мы с подругами как-то составили список из семи вопросов, которые обязательно звучат в канале связи для дальнобойщиков, когда мужчины узнают, что за рулем девушка. Как зовут, куда едешь, а что, если у тебя колесо лопнет? Ненавижу вопрос про колесо! Ну что нормальный водитель будет делать, если у него колесо спустит? Менять, конечно. Вот я и меняю! Конечно, не люблю этого делать — мой вес 60 килограмм, минимальный вес колеса фуры — 87. Но практика показывает, что лучше не ждать помощи, поэтому просто иду и делаю, никого не прошу.

Кстати, как только коллеги узнали, что я сама поменяла колесо, — стали относиться уважительно. Но в разговорах по рации все равно говорю низким голосом — чтобы избежать навязчивого внимания и подтруниваний от коллег. Мужики отвечают мне иногда: «Спасибо, братуха!» — и это, честно говоря, устраивает меня больше, чем расспросы о том, замужем я или нет.

Работа дальнобойщика тяжела одинаково и для мужчин, и для женщин. Водителям любого пола платят небольшую ставку и доплачивают за километраж. Знаете, сколько стоит километр, который ты проезжаешь с грузом? От 2,5 до 5 рублей. За такую работу это очень мало. Согласно режиму труда и отдыха, который предполагает защиту здоровья водителя и защиту от аварийных ситуаций на дороге, он не должен проезжать больше 630 км в день по дорогам Сибири, например. Проехал — вставай отдыхать. Но если водитель будет ехать точно по стандартам, он, во-первых, к концу месяца заработает копейки, во-вторых — ни одна компания-грузоперевозчик не разрешит ему так долго везти груз.

Вот сейчас меня гаишник оштрафовал за несоблюдение режима на 3000 рублей. Говорю ему: командир, ты меня остановил, но моя вина здесь какая? У нас штрафы за недоставку груза вовремя. Все равно пришлось заплатить. А в Европе нарушение режима труда и отдыха водителя оплачивала бы компания-работодатель, причем штраф составил бы больше 1000 евро — за создание водителю условий, в которых он вынужден, как мы говорим, «ехать стоя», то есть почти без отдыха и сна. Я проезжала максимум 23 000 км в месяц — сама платила штрафы, чинила машину, если было нужно.

Я замужем, муж тоже дальнобойщик, но сейчас по состоянию здоровья не ходит в рейсы. А я за четыре года на своей красавице и ласточке (это 17-тонный тягач с прицепом и рефрижераторной установкой, в которую помещается до 22 тонн груза — прим. «Медузы») объездила всю страну. Была везде, кроме Крайнего Севера и Владивостока. Все чаще встречаю на дорогах других женщин-водителей. Значит, ситуация меняется. Если несколько лет назад в компании, где работали почти сто водителей, я была единственной девушкой, то скоро их, я думаю, будет больше.

Это хорошо, потому что если женщины научаются водить машину, они делают это лучше, чем мужчины. Они быстро реагируют и более аккуратны, у них меньше адреналина, они не делают резких движений на дороге. За 19 лет за рулем я видела немало водителей — с некоторыми и километра не проеду, поседею от ужаса: они не чувствуют дорогу, просто давят на педали. А для вождения нужен талант — вот как кто-то поет, кто-то на гитаре играет, кто-то шикарно готовит. Тем, кто начинал водить в советское время, принять женщин за рулем сложно. Но им осталось рулить лет десять — а поколение мужчин-ровесников уже другое. Они понимают, что для таланта пол не важен.

Единственная категория, которая у меня не открыта, — категория А. Не умею водить мотоцикл. Сын и дочка катаются на велосипедах, мечтают и меня научить. Говорят: мама, ну ты же фуру водишь, неужели велик не освоишь? Я отвечаю: вот только фуру могу, потому что это — мечта.

Татьяна Суханова

46 лет, Владивосток; капитан контейнеровоза, стаж работы 28 лет

В конце 1980-х я окончила Благовещенское речное училище, получила диплом по специальности «судоводитель-механик» и сразу устроилась на работу: ходили по Амуру на маленьких пароходах, где я была и мотористом, и матросом, то есть совмещала палубную и машинную работу, а позже стала третьим помощником капитана в Амурском речном пароходстве, потом на заводе Ленинского Комсомола. Пыталась поступить в ДВВИМУ (сейчас — Морской государственный университет им. Невельского) во Владивостоке, но мне сразу сказали: не поступите, потому что девушка. Дождалась, когда стало возможно учиться платно, и училась заочно. Кажется, за четыре года ни одной вещи себе не купила, зато у меня была работа — первый же рейс был кругосветным: сели в Польше и прошли все океаны — мимо Америки, Африки, Бразилии.

Работала в «Востоктрансфлоте», «Дальрифере», там же доросла до капитана. Была старпомом в британской компании — было интересно поработать с иностранными . Я почувствовала, насколько отличаются и условия труда, и отношения: меня взяли старпомом на судно более скромное, чем то, на котором я ходила капитаном, а зарплата была выше вдвое. И не было зависти — у нас мужчины в море ревнуют профессию к женщинам, как женщины ревнуют мужчин. Их легко понять: сейчас на Камчатке почти нет флота, развалился «Дальморепродукт», «Востоктрансфлот», в Дальневосточном пароходстве из почти ста судов осталось 17. Люди сражаются за места.

Я пыталась устроиться в крюинги Владивостока «Мегамарин» и «Корсар Марин», и мне открытым текстом сказали: мы женщин не берем. Я возмутилась — если бы зарубежные компании, которые представляют эти крюинги, узнали, что капитана не берут на работу только потому, что она — женщина, они лишились бы лицензий. Я написала в российский профсоюз моряков, мне перезванивали из Петербурга, убеждали, что следят за тем, чтобы дискриминации не было. Но Петербург далеко, а здесь девочки-менеджеры мне проговорились: в компаниях есть работа только для мужчин.

Да, женщин на флоте дискриминируют — но проблема не только в ущемлении прав женщин, но и в том, что в России сейчас для моряков почти нет работы. Хотя еще 25 лет назад была. Когда начинают смеяться над гастарбайтерами, моряки говорят: мы такие же. Сейчас я хожу на контейнеровозе «под флагом» — работаю капитаном в кипрской компании, вожу рейсы в Австралию, Новую Зеландию, Папуа — Новую Гвинею и на Соломоновы острова.

Я не только хожу в море, но и преподаю во Владивостокском морском колледже будущим судоводителям и судомеханикам: теорию устройства судна, навигацию, мореходную астрономию. А потом вижу, как эти парни и девушки работают менеджерами в салонах сотовой связи. Нынешним абитуриентам часто все равно, кем быть. У них нет мотивации. Вот недавно я выступала перед девочками-абитуриентами, будущими судоводителями и механиками. Из 20 человек только у пяти горят глаза — они знают, зачем пришли. Остальные: ну, друг пошел, и я с ним, родители заставили, надо же где-то учиться. А ведь для моряка мотивация — один из ключевых факторов.

Помню, «Дальрыбвтуз» набрал курс, целиком состоявший из девочек, там училась моя подруга Оксана Спивак. Она и сейчас работает здесь, во Владивостоке, сменным капитаном — швартует на буксире большие пароходы. Это адский труд и огромная ответственность, а Оксана за сутки работы получает 4000 рублей. Но она влюблена в море — поэтому и выдерживает. Конечно, много дает семья: у Оксаны муж моряк, у меня тоже. У нас говорят так: «Лучший муж капитана — это механик». (Смеется.) Мне повезло, мы вместе ходим в рейсы.

Я мечтаю, что когда-нибудь у нас будет так, как в Голландии. Они в море тоже семьями работают. Идет такой пароходик по реке, на нем — манеж, в котором дети играют и изучают морское дело. Хочу, чтобы так было в российских компаниях — много хорошей работы на флоте, которой хватило бы и мужчинам, и женщинам. Люди не уходили бы в зарубежные крюинги. Вот это был бы патриотизм.

«Забота» о здоровье: Откуда взялся список профессий, запрещённых женщинам

Вчера Минтруд утвердил новый список запрещённых для женщин профессий — в новой версии перечня их осталась сотня вместо прежних 456. С 1 января 2021 года россиянки смогут легально работать на многих должностях, которые раньше были им официально недоступны — например, дальнобойщицами, машинистками электропоездов, слесарями по ремонту автомобилей, трактористками или боцманами. Многие отрасли при этом по-прежнему под запретом — женщинам всё ещё нельзя трудиться, например, на химических производствах, подземных и горных работах, добыче нефти и газа — там, где процесс связан с ядовитыми веществами, тяжёлыми физическими нагрузками и условиями. Также, по закону, женщины не могут быть пожарными, водолазами и грузчиками.

В России запрет на определённые профессии объясняют в первую очередь «заботой о репродуктивном здоровье» женщины — вне зависимости от того, планирует ли она действительно стать матерью. Появился перечень запрещённых профессий давно — первые упоминания ограничений относятся к 1918 году, когда в Кодексе законов о труде женщинам и несовершеннолетним запретили работать «в отраслях особо тяжких или опасных для здоровья». Непосредственно список запрещённых профессий составлен в 1932 году, а его версия, ставшая основой нынешнего, по всей видимости, была утверждена спустя ещё четыре десятилетия, в 1978 году — в нём была упомянута уже 431 профессия. Практически в неизменном виде список появился и в российском законодательстве — правда, в российский перечень 2000 года вошли уже 456 профессий. Объясняли эти меры заботой о женщинах — список создали для выполнения постановления Совета министров СССР и ВЦСПС «О дополнительных мерах по улучшению условий труда женщин, занятых в народном хозяйстве». Почему главным способом заботы о работающих женщинах выбрали запрет, неизвестно.

456 запрещённых профессий — одна из самых серьёзных на мировом уровне цифр, но далеко не единственная. По последним оценкам Всемирного банка, порядка 2,7 миллиарда женщин в мире на уровне законодательства недоступны те же виды работ, что и мужчинам. Из 189 стран, законы которых проанализировал Всемирный банк, в 104 есть указы, запрещающие женщинам те или иные профессии. Разбираемся, какие и где действуют ограничения — и как меняется ситуация.

Как появились ограничения на работу для женщин

Ограничения и изменение условий труда ассоциируются в первую очередь с промышленной революцией. Именно тогда, в XVIII веке и позднее, начали появляться первые законы, которые должны были обеспечить охрану труда и защитить работников от произвола работодателей. В XIX веке в разных странах были приняты законы, которые должны были, например, обеспечить работникам чёткую продолжительность рабочего дня и ограничить детский труд.

Примерно в этот же период появились и первые запреты для женщин — например, на работу в ночное время, так как считалось, что женщины слабее и требуют дополнительной защиты от физически тяжёлой деятельности. Многие ограничения продолжали действовать и в XX веке — например, в 1948 году Международная организация труда по-прежнему запрещала женщинам работать в шахтах и на производствах по ночам. Даже в конце века женщины не могли получить доступ к определённым местам — Испания, например, только в 1995 году разрешила женщинам трудиться в шахтах и на некоторых видах строительных работ, которые раньше оставались для них недоступными.

Сегодня запреты на определённую работу для женщин действуют в 104 странах мира. И несмотря на общую тенденцию к демократизации, новые ограничения всё равно возникают — например, в 2013 году во Вьетнаме женщинам запретили управлять тракторами мощностью 50 лошадиных сил и выше. Не так давно в этой стране наложили и другие ограничения для трудящихся женщин — в сельском хозяйстве, строительстве, энергетике, транспортном обеспечении и сферах промышленности, связанных с водой.

Почему действуют запреты

Запрет определённых профессий для женщин мотивируют самыми разными причинами — но все они укладываются в идею «заботы» о женщинах, которым якобы нужна большая поддержка. Одна из самых распространённых идей, на которую ссылается в том числе и российское законодательство, — угроза репродуктивному здоровью. Нередко женщин пытаются оградить от слишком тяжёлой, по мнению законодателей, деятельности — отсюда многочисленные запреты на работу в шахтах и строительстве. Часто говорят и о безопасности женщин, по этой причине во многих странах им запрещают трудиться по ночам (вместо того, чтобы, например, сделать безопаснее улицы). Такие ограничения действуют, например, в Нигерии (там женщины не могут работать в ночную смену на газовых заводах), на Мадагаскаре (здесь им запрещена работа на выработке электричества в ночную смену) или в Малайзии (здесь женщинам запрещено транспортировать грузы по ночам). Во многих странах женщинам запрещают «аморальную» работу. В восемнадцати странах мира муж по законодательству может запретить женщине работать — такие правила действуют, например, в Бахрейне, Катаре, Иране, ОАЭ и Йемене.

Отсутствие формального запрета при этом ещё не означает, что женщине будет легко получить работу. Например, в Саудовской Аравии в последние годы законы стали мягче — но работодатели могут потребовать разрешение мужчины-опекуна на работу женщине. Кроме того, законодательство страны запрещает женщинам заниматься деятельностью, которая может причинить вред их здоровью — на практике это подразумевает, что женщинам просто не дают заниматься любым физически тяжёлым трудом.

Действенны ли запреты

Даже самый строгий запрет не означает, что он будет соблюдаться на практике. Ограничения в работе подразумевают, что рынок труда становится меньше. Из-за нехватки сотрудников женщин нередко принимают на работу, пусть и нелегально — так было, например, с шахтёрами в Колумбии и в Филиппинах с сотрудницами колл-центров — в стране требовалось больше людей, которые могли бы работать по европейскому и американскому времени. Происходит это и в России — женщины, например, нередко тушат пожары, просто вынуждены делать это в качестве добровольцев, не имея полагающихся официальным работникам социальных бонусов.

Многие женщины открыто выступают против запрета, в том числе и в России. Например, Анна Клевец пыталась добиться отмены запрета на работу машинистом электропоезда метро — в 2009 году её дело рассматривал Верховный, а в 2012 — Конституционный суд РФ. Несмотря на то что у перечня есть примечание, которое не исключает возможность трудоустройства, «если для них будут созданы безопасные условия труда», обе инстанции отказались признать дискриминацию. Верховный суд отметил, что женщина не может выполнять работу машиниста, так как она подразумевает физические и эмоциональные нагрузки, требует внимания, проходит «в условиях острого дефицита времени в сочетании с высокой ответственностью за жизнь и сохранность материальных ценностей».

Похожая история произошла с россиянкой Светланой Медведевой. По образованию она судоводитель, но устроиться на работу рулевым-мотористом не смогла — работодатели были готовы её принять, но в последний момент решили не делать этого из-за закона. Пройдя российские суды, Медведева обратилась в Комитет ООН по защите прав женщин — тот признал отказ в приёме на работу дискриминацией. При этом добиться исполнения рекомендаций ООН на практике оказалось сложно: в 2017 году Самарский районный суд признал отказ в приёме женщины на работу дискриминацией, но отметил, что не может обязать работодателя принять Светлану на работу, так как трудоустройство — право, но не обязанность. Сейчас Светлана работает капитаном-механиком, но скрывает детали, так как подписала соглашение о неразглашении.

К счастью, ситуация меняется — во многих странах законы, наоборот, становятся либеральнее. По данным Всемирного банка, за последние годы сразу несколько стран смягчили законодательные ограничения. Например, в ряде стран сняли запрет на ночную работу — это произошло в том числе в Бахрейне, Молдове и Таджикистане. Колумбия и Чехия разрешили женщинам работать шахтёрами, Словения — строителями; Монголия открыла им доступ к строительной и энергетической отраслям, а также разрешила работать шахтёрами, в транспортировке грузов и производстве, связанном с добычей воды.

Фотографии: Etsy (1, 2)

Запрещенные для женщин профессии в России в 2019 году

Несколько месяцев назад разговаривала со своим отцом, который всю жизнь проработал машинистом на железной дороге, и он рассказал мне, что раньше женщин не допускали к управлению локомотивом. Я была очень удивлена, так как женщина в качестве водителя троллейбуса или автобуса в советское время была не редкостью. Почему же не допускали женщин к управлению поездами?

Чтобы понять мотивы советской власти, я решила найти официальную информацию по данной теме. И наткнулась на то, что сейчас также существует целый список профессий, которые недоступны женскому полу. Давайте обсудим, правильно ли, что слабый женский пол оградили от таких профессий? Или это несправедливо.

Законодательство

В последние годы феминистки добились больших результатов в различных странах по уравниванию их с мужчинами. Таким образом, даже во многих мусульманских государствах женщины теперь получают водительские права и самостоятельно управляют автомобилями.

Тяжелая экономическая ситуация во многих государствах после второй мировой войны также способствовало расширению перечня профессий, доступных для женщин. Основанием для этого послужило и то, что после войны работоспособного мужского населения практически не осталось. С этого момента для девушек открылись и самые закрытые специальности, такие как капитан корабля, пилот самолета и другие.

В итоге в Конституции РФ, которая действует в России до сих пор и является основополагающей для принятия остальных законов, закреплено равенство между мужчинами и женщинами во время трудоустройства. Однако данное равноправие ограничивается Постановлением №162. В нем перечислено 456 профессий, на которые не могут претендовать представительницы слабого пола. И связано это с тем, что женщины являются детородными и продолжают наш род.

Поэтому Правительством страны было принято оградить женщин от:

  • вредного;
  • особо тяжелого;
  • и опасного труда.

Однако не все женщины с этим согласны, так как физическая подготовка может быть различная. И некоторые представительницы слабого пола оказываются намного сильнее и крепче по сравнению с мужчинами. К тому же считается, что составленный перечень в 2000 году существенно устарел, и сейчас необходимо его пересмотреть.

Запрещенные профессии

Полный перечень профессий, недоступных для женщин, можно найти в Постановлении, там перечислено 456 пунктов. Назовем основные из них:

  • работы, где требуется ручное перемещение или подъем тяжестей;
  • подземный труд;
  • работы, требующие проведение обработки металла;
  • труд, связанный со строительством и монтажом;
  • тяжелые и опасные работы в горах;
  • геодезические исследования, а также геологическая разведка, требующая тяжелого труда;
  • работы по бурению скважин;
  • труд, связанный с добычей и переработкой нефти, газа и других полезных ископаемых;
  • работы с черными и цветными металлами;
  • ремонтные работы электростанций и работы для электротехнического производства, признанные вредными, опасными или тяжелыми;
  • работы, связанные с радиотехникой и электронным производством;
  • изготовление, а также проведение ремонтных работ летательных аппаратов;
  • строение судов и их ремонт;
  • работы в химическом производстве;
  • труд, связанный с производством и переработкой смесей из резины;
  • сплав леса и его заготовка, а также производство целлюлозы;
  • работы, связанные с производством цемента, обработки камней и бетона, мягкой кровли и теплоизоляционных материалов;
  • некоторые работы по производству текстильной продукции;
  • опасный и вредный труд в пищевой отрасли;
  • некоторые профессии в транспортной сфере (железнодорожный, автомобильный, авиационный, речной и морской транспорт);
  • работы, связанные с производством и ремонтом радиооборудования для обеспечения связи;
  • работа в полиграфии;
  • тяжелый труд, используемый в сельском хозяйстве;
  • работы, необходимые для производства музыкальных инструментов;
  • труд, применяемый в экономической отрасли.

Безусловно, не все профессии в перечисленных сферах запрещены Постановлением. А только лишь самые опасные и приносящие вред здоровью. Непосредственное решение о допуске женщины к таким условиям труда принимает руководитель предприятия. Он несет полную ответственность за сохранение здоровья своих сотрудников, и в случае трудовой травмы, обязан создать комиссию по расследованию причин произошедшего.

Допуск к тяжелым, вредным и опасным условиям должен производиться только после подтверждения необходимых знаний и техник безопасности сотрудником, независимо от его пола. Все трудовые места должны быть аттестованы специальными комиссиями.

Женщины могут быть допущены в качестве руководителей, директоров и начальников на запрещенные профессии в данных отраслях, если их труд не будет напрямую связан с опасностью и необходимостью находиться в тяжелых условиях.

Подробнее об этом вы можете узнать из представленного видео.

Новые возможности

В настоящее время обсуждение в Правительстве не прекращается. Ежегодно поступает множество предложений по поводу обновления списка запрещенных профессий. Профсоюзы и госорганы имеют различное мнение об этом. Также экспертные мнения требуются и от медиков. Они должны проанализировать и спрогнозировать, к каким последствиям приведет работа женщины в конкретных негативных факторах. Именно на их совести остается дальнейшая репродуктивная функция каждой работницы в таких средах.

Врачи объединили свои мнения в том, что наиболее часто профессиональные заболевания развиваются у сотрудников, работающих в следующих отраслях:

  • производство продуктов;
  • работа с химическими средствами;
  • обработка промышленных товаров;
  • металлургия.

Даже такие сотрудники сферы услуг, как парикмахеры, косметологи, сотрудники прачечных, очень сильно подвержены образованию рака груди. И причиной этому становится их ежедневная работа с химическими веществами.

Хотя не исключено, что скоро россиянкам откроют доступ даже к самым тяжелым и вредным профессиям, с целью получения максимальной прибыли от работников и предприятий. Но стоит думать наперед, а смогут ли такие сотрудницы в ближайшие годы родить здоровое продолжение нашей нации.

Споры ведутся и по поводу пересмотра самих критериев оценки рабочего места. Ведь в настоящее время развития информационных технологий сильно ушло вперед. И большинству работников теперь не приходится тяжело трудиться, чтобы обеспечить выполнение своих обязанностей.

Например, есть большая разница между управлением новым Сапсаном и старым локомотивом. Если проанализировать условия труда каждого из таких машинистов, то даже невооруженным глазом можно понять, что Сапсаном управлять намного проще и легче. Поэтому с таким трудом вполне может справиться и женщина. К тому же представительницы слабого пола уже доказали, что они неплохо справляются с управлением транспортными средствами, а порой бывают даже более внимательными и аккуратными, чем мужчины.

Правда жизни

Но, несмотря на обозначенный перечень запрещенных профессий, никто из руководителей предприятий, как и из Правительства не дает гарантий, что другие профессии являются полностью безопасными для женщин. Например, статистика Свердловской области показывает, что женский травматизм на предприятиях присутствует в следующих пропорциях:

  • за последние 5 лет на производстве зарегистрирована треть пострадавших;
  • каждый пятый из зарегистрированных случаев является тяжелой травмой;
  • каждый десятый случай заканчивается гибелью работника.

Безусловно, в каждом регионе развиты различные виды предприятий, поэтому и статистика будет разной. Поэтому не зря сделан общий запрет для женщин на тяжелый физический труд и высокую вредность. Однако это не гарантирует представительнице женского пола, что на ее рабочем месте не будет таких тяжелых или вредных условий труда.

Перед трудоустройством на опасную профессию стоит помнить не только о преимуществах, но и возможных последствиях для своего здоровья, которое потом сложно будет восстановить за заработанные деньги.

Наиболее часто женщины подвергают себя тяжелому труду по следующим причинам:

  • доход такого сотрудника превышает на 20-50%;
  • более широкий социальный пакет, включающий длительный отпуск, путевку в санаторий или оплату проезда до моря;
  • более ранний выход на заслуженную пенсию.

Но нужно понимать, вряд ли вы будете чувствовать себя также прекрасно, как ваши ровесники, если всю жизнь проработаете на более тяжелых условиях труда. И никакая ранняя пенсия и льготный проезд на море не сможет компенсировать вам утраченное здоровье.

Заключение

В настоящее время до сих пор действует Постановление, где перечислено 456 профессий, которые не могут занимать женщины. Такое ограничение в труде сделано с целью сохранения женского здоровья и обеспечения полноценного продолжения человеческого рода. Перечень профессий составлен, исходя из:

  • вредности работы;
  • тяжести;
  • опасности.

Эти факторы стали определяющими для составления данного перечня. Но тенденции нашей страны сейчас таковы:

  1. Многие женщины желают занимать запрещенные профессии, так как в этом случае они смогут получать больше денег, иметь больше льгот и раньше выйти на пенсию.
  2. Некоторые профессии стали неактуальными, так как условия труда во многом сейчас улучшены и не представляют большой тяжести, опасности или вредности для работника. Поэтому в любом случае требуется пересмотр составленного списка и внедрение уточняющих пунктов.
  3. Женщинам не стоит открывать свободный доступ ко всем запрещенным профессиям, если в дальнейшем мы хотим видеть здоровое продолжение нашего рода. Врачами доказано, что работа в таких условиях крайне отрицательно влияет на детородность женщины и здоровье ее будущих малышей.

Поэтому правительство должно учитывать все данные факторы и тщательно подходить к внесению поправок в действующее Постановление. А сами женщины должны понимать, что никакие деньги не смогут компенсировать их здоровье.

Профессии, запрещенные для женщин в России. Инфографика

08.08.2019 00:12

4699

Категория:  Работа

В Министерстве труда и социальной защиты РФ решили сократить перечень профессий, запрещенных для женщин. Из него будут удалены профессии, где работодатель может гарантировать безопасность труда, а также те, которые сегодня уже не существуют. После окончательного утверждения новый перечень вступит в силу с 1 января 2021 года. По словам министра труда Максима Топилина, список, утвержденный еще в феврале 2000 года, решили обновить в связи с тем, что многих вошедших в него профессий уже просто нет, а технологии на отдельных производствах достигли такого уровня, что позволяют рабочим, в том числе женщинам, не прикладывать особых физических усилий.

В новом документе Минтруд решил отойти от прямого перечисления запрещенных профессий, как это делалось ранее. Вместо этого в нем описано более 20 сфер, которые по-прежнему останутся недоступными для женщин. Так, им нельзя будет работать авиационными механиками, слесарями по ремонту авиадвигателей и водолазами, тушить пожары, очищать канализационные сети, участвовать в строительстве метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений спецназначения. Кроме того, женщинам, как и раньше, будет запрещено выполнять литейные и сварочные работы, работать на доменном производстве или на производстве цветных и редких металлов. Но при этом, согласно измененному списку, они будут иметь возможность стать водителями грузовых машин и спецтехники.

Женщины также смогут связать свою жизнь с воздушным, морским, речным и железнодорожным транспортом. Минтруд предлагает разрешить представительницам прекрасной половины человечества работать дальнобойщиками, парашютистами, машинистами в метро, быть членами палубных команд (боцманами, матросами, шкиперами), трактористами и т. д.

Смотрите в инфографике АиФ.ru, какие основные профессии для женщин запрещены сегодня и как может измениться их список в ближайшее время.

Нажмите для увеличения Оставить комментарий (0)
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы

Список запрещенных для российских женщин профессий сократят почти в шесть раз

Список запрещенных для россиянок профессий сократится с 456 до 79 специальностей. Об этом рассказал в интервью «Российской газете» директор департамента условий и охраны труда Минтруда Валерий Корж.

По его словам, проект соответствующего приказа скоро поступит на регистрацию в Минюст. После вступления его в силу с 1 января 2020 года россиянки смогут работать в авиации, морском деле, химической промышленности и в сфере транспорта (женщины смогут водить локомотивы, электропоезда, большие рейсовые автобусы и управлять тяжелой строительной техникой). «Условия труда на многих рабочих местах улучшаются, и это повод снять запреты», — подчеркнул Корж.

При этом исключительно мужскими останутся 79 профессий. Так, российские женщины не смогут занимать должности на производствах, где нужна серьезная физическая подготовка, а также становиться пожарными, водолазами и специалистами по чистке и ремонту паровых, водогрейных котлов, труб и печей.

Корж отметил, что список продолжит сокращаться. В нем останутся только те профессии, которые представляют угрозу женскому репродуктивному здоровью.

Официальный список 456 профессий из 38 отраслей, запрещенных для женщин в России, действует с 1974 года. Последняя действующая версия перечня, куда в том числе вошли профессии матроса, боцмана, машиниста электропоезда и водителя автобуса на междугородных и международных маршрутах, была утверждена в феврале 2000 года. ООН неоднократно признавала документ ущемляющим права женщин.

Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!

Какие должности запрещено занимать женщинам в России?

Почему в России нет женщин — водителей грузовиков или машинистов электропоездов? Дело не в том, что женщины не хотят идти учиться на эти профессии, а в том, что в России действует постановление правительства, которое прямо запрещает брать женщин на работу более чем по 400 специальностям.

Под катом вы найдете полный список таких профессий …

1. Рыбак Женщинам в России не запрещено рыбачить, ограничения действуют только на прибрежный лов «на ручной тяге закидных неводов, подледный лов рыбы на закидных неводах, ставных сетях и вентерях».

2. Машинист электропоезда Женщинам запрещено работать не только машинистами электропоездов, паровозов, тепловозов, дизель-поездов, но и их помощниками.

3. Водитель автобусов

Женщинам запрещено работать водителями автобусов более чем на 14 посадочных мест. Ограничение не касается городского и пригородного транспорта.

4. Боцман

В России не может быть женщин-боцманов, матросов, шкиперов и помощников шкипера.

5. Носильщик багажа и ручной клади в аэропорту

Если вы увидите, что ваш багаж или ручную кладь в аэропорту перемещает женщина, знайте, что это нарушение российских законов.

6. Машинист бульдозера

Женщинам нельзя работать на тракторах, грузовых автомобилях, аэросанях, бульдозерах.

7. Вальщик леса

Корчеватель пней и вальщик леса — неженские профессии.

8. Водолаз

9. Боец скота

Ограничения для женщин действуют при операциях с рогатым скотом и свиньями.

10. Плотник

А вот полный перечень ПЕРЕЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН

I. Работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную, в случае превышения установленных норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

II. Подземные работы

2. Подземные работы в горнодобывающей промышленности

III. Металлообработка

Литейные работы

Работы, выполняемые по профессиям и отдельными категориями рабочих: 3. Вагранщик 4. Выбивальщик отливок, занятый на ручной выбивке 5. Завальщик шихты в вагранки и печи, занятый загрузкой шихты вручную 6. Заварщик отливок 7. Заливщик металла 8. Обрубщик, занятый на работах с пневмоинструментом 9. Плавильщик металла и сплавов 10. Рабочие, занятые подвеской горячего литья на конвейере и

обслуживанием и ремонтом оборудования в тоннелях литейных цехов

Сварочные работы

Работы, выполняемые по профессиям: 11. Газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в закрытых емкостях (цистернах, котлах и т.п.), а также на высотных сооружениях связи (башнях, мачтах) свыше 10 метров и верхолазных

работах

Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы

Работы, выполняемые по профессиям: 12. Котельщик 13. Токарь на токарно — давильных станках, занятый на работах вручную 14. Чеканщик, занятый на работах ручным пневматическим

инструментом

Кузнечно — прессовые и термические работы

Работы, выполняемые по профессиям: 15. Бандажник, занятый на горячих работах 16. Пружинщик, занятый на горячих работах при навивке пружин из проволоки диаметром свыше 10 мм 17. Раскатчик, занятый раскаткой колец в горячем состоянии

18. Рессорщик на обработке горячего металла

Металлопокрытия и окраска

19. Герметизация внутри кессон — баков 20. Постоянная работа по освинцеванию горячим способом (не

гальваническим)

Слесарные и слесарно — сборочные работы

Работы, выполняемые по профессиям: 21. Сверловщик — пневматик, выполняющий работу пневмоинструментом, передающим вибрацию на руки работающего

22. Слесарь — ремонтник,

23. Работы со свинцом

IV. Строительные, монтажные и ремонтно — строительные работы

24. Горячий ремонт печей и топок котла 25. Корчевка пней 26. Крепление конструкций и деталей с применением строительно - монтажного пистолета 27. Плитоломные работы, разборка зданий и сооружений 28. Пробивка отверстий (борозд, ниш и т.п.) в бетонных, железобетонных и каменных (кирпичных) конструкциях вручную и с

применением пневмоинструмента

Работы, выполняемые по профессиям: 29. Арматурщик, занятый на ручной установке каркасов, ручных, гибочных станках и ножницах 30. Асфальтобетонщик, асфальтобетонщик — варильщик, занятые на работе вручную 31. Гидромониторщик 32. Землекоп, занятый на проходке колодцев 33. Каменщик, занятый на работах по кладке модульного полнотелого силикатного кирпича 34. Кровельщик по стальным кровлям 35. Кессонщик — аппаратчик, кессонщик — проходчик, кессонщик - слесарь, кессонщик — электромонтажник 36. Машинист автогрейдера 37. Машинист автогудронатора, машинист автоямобура 38. Машинист бетононасосной установки, машинист битумоплавильной передвижной установки 39. Машинист бульдозера 40. Машинист грейдер — элеватора 41. Машинист смесителя асфальтобетона передвижного 42. Машинист укладчика асфальтобетона 43. Машинист экскаватора одноковшового, машинист экскаватора роторного (канавокопателя и траншейного) 44. Машинист электросварочного передвижного агрегата с двигателем внутреннего сгорания 45. Машинист электростанции передвижной, работающий на электростанции с двигателем внутреннего сгорания мощностью 150 л.с. и более 46. Монтажник связи — антенщик, занятый работой на высоте 47. Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций при работе на высоте и верхолазных работах 48. Паяльщик по свинцу (свинцовопаяльщик) 49. Плотник 50. Слесарь — сантехник, занятый на ремонте канализационной сети 51. Трубоклад промышленных железобетонных труб

52. Трубоклад промышленных кирпичных труб

V. Горные работы

Открытые горные работы и поверхность действующих и строящихся шахт и рудников, обогащение, агломерация,

брикетирование

Работы, выполняемые по общим профессиям горных и горнокапитальных работ: 53. Бурильщик шпуров 54. Взрывник, мастер — взрывник 55. Горнорабочий по предупреждению и тушению пожаров 56. Доставщик крепежных материалов в шахту 57. Крепильщик 58. Кузнец — бурозаправщик 59. Машинист буровой установки 60. Машинист погрузочной машины 61. Машинист установки по бурению стволов шахт полным сечением 62. Машинист экскаватора 63. Опрокидчик, занятый ручной подкаткой и откаткой вагонеток 64. Проходчик 65. Стволовой, занятый подачей вагонеток в клети ручным способом 66. Чистильщик, занятый очисткой бункеров 67. Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования, занятый обслуживанием и ремонтом оборудования 68. Дробильщик, занятый на дроблении горячего пека в производстве глинозема 69. Обжигальщик, занятый ведением процесса обжига сырья и материалов в производстве ртути 70. Рабочие и мастера обогатительных и дробильно - сортировочных фабрик 71. Рабочие, занятые в цехах обогащения свинца 72. Рабочие и мастера, занятые на обогащении ниобиевых

(лопаритовых) руд

Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения

Работы, выполняемые по профессиям: 73. Монтажник горного оборудования

74. Проходчик на поверхностных работах

Добыча руд

Работы, выполняемые по профессиям: 75. Горнорабочий россыпных месторождений 76. Долотозаправщик 77. Драгер 78. Матрос драги 79. Машинист драги

80. Машинист реактивной установки

Добыча и переработка торфа

Работы, выполняемые по профессиям: 81. Канавщик 82. Корчевщик 83. Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа 84. Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации 85. Машинист торфодобывающего экскаватора 86. Торфорабочий, занятый на валке деревьев, на выстилке

торфяных кирпичей

VI. Геологоразведочные и топографо — геодезические работы

Работы, выполняемые по профессиям: 92. Взрывник, мастер — взрывник 93. Монтажник геодезических знаков 94. Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту

оборудования, занятый в полевых условиях

VII. Бурение скважин

Работы, выполняемые по профессиям: 95. Бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ 96. Вышкомонтажник, вышкомонтажник — сварщик, вышкомонтажник - электромонтер 97. Машинист буровой установки 98. Машинист по цементажу скважин 99. Моторист цементировочного агрегата, моторист цементно - пескосмесительного агрегата 100. Опрессовщик труб 101. Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ (первый) 102. Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ (второй) 103. Приготовитель бурового раствора, занятый приготовлением раствора вручную 104. Слесарь по обслуживанию буровых, непосредственно занятый на буровых 105. Слесарь — ремонтник, занятый ремонтом бурового оборудования 106. Установщик бурильных замков

107. Электромонтер по обслуживанию буровых

VIII. Добыча нефти и газа

Работы, выполняемые по профессиям и отдельными категориями работников: 108. Бурильщик капитального ремонта скважин 109. Бурильщик плавучего бурильного агрегата в море 110. Машинист паровой передвижной депарафинизационной установки 111. Машинист передвижного компрессора 112. Машинист подъемника 113. Машинист промывочного агрегата 114. Оператор по гидравлическому разрыву пластов 115. Оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам 116. Оператор по подземному ремонту скважин 117. Оператор по химической обработке скважин 118. Помощник бурильщика капитального ремонта скважин 119. Помощник бурильщика плавучего бурильного агрегата в море 120. Рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые подземной добычей нефти 121. Слесарь по монтажу и ремонту оснований морских буровых и эстакад 122. Слесарь — ремонтник, занятый монтажом и обслуживанием технологического оборудования и ремонтом нефтепромыслового оборудования 123. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятый обслуживанием и ремонтом

технологического оборудования

IX. Черная металлургия

Работы, выполняемые по общим профессиям: 124. Ковшевой, занятый на работах с расплавленным металлом 125. Нагревальщик металла, занятый на работе в методических, камерных печах и колодцах прокатного и трубного производств 126. Обработчик поверхностных пороков металла, занятый на

работах пневматическим инструментом

Доменное производство

Работы, выполняемые по профессиям: 127. Верховой доменной печи 128. Водопроводчик доменной печи 129. Горновой доменной печи 130. Машинист вагон — весов

131. Скиповой

Сталеплавильное производство

Работы, выполняемые по профессиям: 132. Машинист завалочной машины 133. Миксеровой 134. Набивщик блоков 135. Печевой восстановления железа и отжига железных порошков 136. Плавильщик раскислителей 137. Подручный сталевара конвертера 138. Подручный сталевара мартеновской печи 139. Подручный сталевара установки электрошлакового переплава 140. Подручный сталевара электропечи 141. Разливщик стали 142. Сталевар конвертера 143. Сталевар мартеновской печи 144. Сталевар установки электрошлакового переплава

145. Сталевар электропечи

Прокатное производство

Работы, выполняемые по профессиям: 146. Вальцовщик стана горячей прокатки 147. Варщик пека 148. Подручный вальцовщика стана горячей прокатки 149. Прессовщик — прошивщик рельсовых скреплений 150. Слесарь — проводчик, занятый в сортопрокатном

производстве

Трубное производство

Работы, выполняемые по профессиям: 151. Вальцовщик калибровочного стана 152. Вальцовщик стана горячего проката труб 153. Вальцовщик стана печной сварки труб 154. Вальцовщик стана холодного проката труб 155. Вальцовщик трубоформовочного стана 156. Волочильщик труб, занятый на немеханизированных станах 157. Калибровщик труб на прессе 158. Кузнец на молотах и прессах 159. Подручный вальцовщика стана горячего проката труб

160. Подручный вальцовщика стана холодного проката труб

Ферросплавное производство

Работы, выполняемые по профессиям и отдельными категориями рабочих: 161. Горновой ферросплавных печей 162. Плавильщик, занятый на плавке и грануляции расплавленной пятиокиси ванадия 163. Плавильщик ферросплавов 164. Рабочие, занятые выплавкой кремнистых сплавов в открытых дуговых печах 165. Рабочие, занятые получением металлического хрома и

хромосодержащих сплавов алюминотермическим способом

Коксохимическое производство

166. Работа, связанная с непосредственной занятостью в производстве бензола, его гидроочистке и ректификации Работы, выполняемые по профессиям: 167. Барильетчик 168. Дверевой 169. Дробильщик 170. Люковой 171. Скрубберщик — насосчик, занятый обслуживанием фенольной установки в цехе улавливания продуктов коксования 172. Слесарь — ремонтник, занятый обслуживанием коксовых

батарей

X. Цветная металлургия

Работы, выполняемые по общим профессиям: 173. Заливщик анодов, занятый на заливке подовых секций анодов в производстве алюминия, силумина и кремния 174. Монтажник на ремонте ванн, занятый на пробуривании углубления под катодный стержень в производстве алюминия, силумина и кремния 175. Плавильщик 176. Прокальщик 177. Слесарь — ремонтник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятые в основных металлургических цехах 178. Спекальщик

179. Шихтовщик, занятый работой у печей в производстве олова

Производство цветных и редких металлов, производство порошков из цветных металлов

180. Работы, выполняемые рабочими и мастерами, занятыми в цехах (отделениях и участках) производства четыреххлористого титана (тетрахлорида) 181. Работы, выполняемые рабочими и мастерами, занятыми в цехах хлорирования лопаритового концентрата 182. Работы, выполняемые рабочими и мастерами, занятыми в цехах (отделениях и участках) восстановления тетрахлорида и сепарации металла в производстве металлического титана 183. Работы, выполняемые рабочими и мастерами, занятыми в отделениях (на участках) хлорирования и ректификации титанового сырья (шлаков) 184. Работы, выполняемые рабочими, занятыми в отделении переработки шлаков методом возгона на фьюмингустановке в производстве олова 185. Работы, выполняемые рабочими, занятыми в плавильных

цехах, а также по переработке огарков в производстве ртути

Работы, выполняемые по профессиям: 186. Анодчик в производстве алюминия 187. Выбивщик титановой губки 188. Выливщик — заливщик металла 189. Катодчик 190. Конвертерщик 191. Конденсаторщик 192. Монтажник реакционных аппаратов, занятый на монтаже и демонтаже ванн и печей, на ремонте и восстановлении реакционных аппаратов 193. Отбивщик ртути 194. Печевой в производстве цинковой пыли 195. Печевой на вельцпечах 196. Печевой на восстановлении и дистилляции титана и редких металлов 197. Печевой по восстановлению никелевого порошка 198. Печевой по переработке титаносодержащих и редкоземельных материалов 199. Шламовщик электролитных ванн, занятый чисткой ванн ручным способом

200. Электролизник расплавленных солей

Обработка цветных металлов давлением

201. Работа, выполняемая прокатчиком горячего металла, занятым на прокатке цветных металлов и их сплавов

Производство алюминия электролитическим способом

202. Работа, выполняемая рабочими и мастерами

Производство глинозема

203. Работа, выполняемая машинистом перегружателей, занятым на ремонтных работах в труднодоступных местах пневматического и

гидравлического перегружателей

XI. Ремонт оборудования электростанций и сетей

Работы, выполняемые по профессиям: 204. Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи, занятый на верхолазных работах ремонтом высоковольтных линий электропередачи 205. Электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий, занятый на ремонте кабельных вводов со свинцовым глетом и на пайке

свинцовых кабельных муфт и оболочек

XII. Производство абразивов

Работы, выполняемые по профессиям: 206. Балансировщик — заливщик абразивных кругов, занятый заливкой свинцом абразивных изделий 207. Машинист бульдозера, занятый на горячей разборке печей сопротивления в производстве абразивов 208. Плавильщик абразивных материалов 209. Подинщик, занятый в цехе корунда 210. Разборщик печей сопротивления, занятый в цехе

производства карбида кремния

XIII. Электротехническое производство

Работы, выполняемые по общим профессиям: 211. Дистиллировщик ртути 212. Формовщик ртутных выпрямителей, выполняющий работы с

открытой ртутью

Электроугольное производство

213. Работа, выполняемая рабочими на плавке пека

Кабельное производство

Работы, выполняемые по профессиям: 214. Опрессовщик кабелей свинцом или алюминием, занятый опрессовкой свинцом горячим способом 215. Съемщик оболочек с кабельных изделий, занятый съемкой

только свинцовых оболочек

Производство химических источников тока

Работы, выполняемые по профессиям: 216. Литейщик изделий из свинцовых сплавов 217. Мешальщик сухой массы (для свинцовых аккумуляторов) 218. Плавильщик свинцовых сплавов 219. Разрубщик аккумуляторных пластин, занятый на штамповке -

разделении отформированных свинцовых пластин

XIV. Радиотехническое и электронное производства

Работы, выполняемые по профессиям: 220. Испытатель деталей и приборов, занятый на испытании приборов в термобарокамерах при температуре +28 град. С и выше и -60 град. С и ниже при условии непосредственного нахождения в них 221. Отливщик магнитов на печах — кристаллизаторах

222. Плавильщик шоопсплава и висмута

XV. Производство и ремонт летательных аппаратов

Работы, выполняемые по профессиям: 223. Слесарь по ремонту авиадвигателей и слесарь по ремонту агрегатов, занятые на ремонте моторов и агрегатов, работающих на

этилированном бензине

XVI. Судостроение и судоремонт

Работы, выполняемые по профессиям: 224. Арматурщик железобетонных судов, занятый работой на вибростолах, виброплощадках, кассетных установках и с ручными вибраторами 225. Гибщик судовой, занятый на горячей гибке 226. Котельщик судовой 227. Маляр, изолировщик судовой, занятые на малярных работах в цистернах, районе второго дна, теплых ящиках и других труднодоступных участках судов, а также на работах по очистке старой краски в указанных участках судов 228. Медник по изготовлению судовых изделий, занятый на горячих работах 229. Плотник судовой, работающий в закрытых отсеках судов 230. Работники сдаточной команды на швартовных, заводских и государственных испытаниях 231. Рубщик судовой, занятый на работах с ручным пневматическим инструментом 232. Сборщик корпусов металлических судов, занятый на секционной, блочной и стапельной сборке надводных судов с постоянным совмещением своей работы с электроприхваткой, газорезкой и обработкой металла ручным пневматическим инструментом, а также на ремонте судов 233. Слесарь — механик по испытанию установок и аппаратуры, занятый регулировкой и испытанием судовых дизелей в закрытых помещениях и внутри судов 234. Слесарь — монтажник судовой, занятый на монтаже внутри судов при ремонте 235. Слесарь — судоремонтник, занятый на работах внутри судов 236. Судокорпускник — ремонтник 237. Такелажник судовой

238. Трубопроводчик судовой

XVII. Химические производства

Работы, выполняемые в химических производствах по профессиям и отдельными категориями работников: 239. Аппаратчик плавления, занятый на плавке и облагораживании пека

240. Пропарщик, занятый на раздирке — распарке каучука

Производство неорганических продуктов

Производство карбида кальция

241. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на печах и ручном дроблении карбида

Производство фосгена

242. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство ртути и ее соединений

243. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях, кроме производств с дистанционным

управлением

Производство желтого фосфора

244. Рабочие, сменные руководители и специалисты, непосредственно занятые обслуживанием шахтных щелевых печей, обжиговых и агломерационных печей, установок грануляции мелочи, в отделениях электровозгонки фосфора, на заполнении фосфорных емкостей, по обслуживанию складских емкостей фосфора, фосфорного

шлама, дистилляции шлама и на переработке огнежидких шлаков

Производство треххлористого фосфора и пятисернистого фосфора

245. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство хлора ртутным способом

246. Рабочие, занятые на технологических стадиях

Производство жидкого хлора и двуокиси хлора

247. Рабочие, занятые на технологических стадиях

Производство сероуглерода

248. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые в отделениях: ретортном и конденсации

Работы с фтором, фтористым водородом и фторидами

249. Рабочие, руководители и специалисты (кроме работ, выполняемых в лабораториях с применением плавиковой кислоты и

фторидов)

Производство мышьяковистых и мышьяковых соединений

250. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство четыреххлористого кремния

251. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство йода технического

252. Рабочие, занятые на отжимке йода

Производство органических продуктов

Производство бензатрона и его хлор- и бромпроизводных, вилонтрона

253. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство анилина, паранитроанилина, анилиновых солей и флюсов

254. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство бензидина и его аналогов

255. Рабочие, руководители, специалисты и другие служащие, занятые непосредственно в производствах и на станции растворения

указанных продуктов

Производство четыреххлористого углерода, головакса, рематола, совола

256. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство хлорпикрина

257. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство катализаторов, содержащих мышьяк

258. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство цирама, ртутно- и мышьяксодержащих пестицидов

259. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство хлоропрена

260. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство хлоропренового каучука и латекса

261. Рабочие, занятые на технологических стадиях полимеризации и выделения продукта

Производство этиловой жидкости

262. Рабочие, руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство бензола, толуола, ксилола

263. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Лакокрасочное производство

Производство свинцового глета и сурика, свинцовых кронов, белил, свинцовой зелени и ярьмедянки

264. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических стадиях

Производство химических волокон и нитей

265. Аппаратчик регенерации, занятый на регенерации сероуглерода

266. Аппаратчики, занятые на контактном формовании

крупногабаритных изделий площадью 1,5 кв. м и более

Производство медикаментов, медицинских, биологических препаратов и материалов

Производство антибиотиков

267. Аппаратчик фильтрации, занятый разборкой и сборкой фильтр - прессов с размером рам более 500 мм вручную

Получение морфина из опия — сырца

268. Аппаратчик фильтрации, занятый разборкой и сборкой фильтр — прессов с размером рам более 500 мм вручную

Производство андрогенов

269. Аппаратчик получения синтетических гормонов, занятый получением препаратов тестостерона и его производных

XVIII. Производство и переработка резиновых смесей

Работы, выполняемые по профессиям: 270. Вулканизаторщик, занятый загрузкой, выгрузкой изделий в котлах длиною свыше 6 метров, вулканизацией гребных валов 271. Машинист резиносмесителя 272. Рабочие, занятые в отделениях: холодной вулканизации, выработки радоля и фактисов 273. Ремонтировщик резиновых изделий, занятый на изготовлении и ремонте крупногабаритных резиновых деталей и изделий, на вулканизации армированных деталей (крупные покрышки, резиновые

топливные баки, резервуары, транспортерные ленты и т.п.)

Производство, восстановление и ремонт шин

274. Работы, выполняемые вулканизаторщиком, сборщиком покрышек (большегрузных)

XIX. Переработка нефти, газа, сланцев и угля, выработка синтетических нефтепродуктов, нефтяных масел и смазок

Работы, выполняемые по профессиям и отдельными категориями работников: 275. Коксоочиститель 276. Коксоразгрузчик 277. Рабочие, сменные руководители и специалисты, занятые на технологических установках этилирования бензина 278. Рабочие, занятые в экстракционных цехах и отделениях производств ароматических углеводородов 279. Рабочие, занятые приготовлением мышьяковых растворов при

очистке серосодержащего нефтяного газа

XX. Лесозаготовительные работы и лесосплав

Лесозаготовительные работы

280. Погрузка и разгрузка круглых лесоматериалов (за исключением балансов, рудничной стойки и дров длиной до 2 метров) 281. Штабелевка круглых лесоматериалов (за исключением балансов, рудничной стойки и дров длиной до 2 метров) Работы, выполняемые по профессиям: 282. Вальщик леса 283. Лесоруб, занятый на валке, раскряжевке хлыстов и окучивании долготья, колке дров, заготовке и разделке пневого осмола, а также заготовкой древесины при помощи ручных инструментов 284. Навальщик — свальщик лесоматериалов,

285. Чокеровщик

Лесосплав

Работы, выполняемые по профессиям: 286. Сплавщик 287. Такелажник, занятый на погрузке и разгрузке такелажа

288. Формировщик плотов

XXI. Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них

Работы, выполняемые по профессиям: 289. Аппаратчик приготовления химических растворов, занятый на растворении хлора 290. Аппаратчик пропитки, занятый в производстве антикоррозийной и ингибитированной бумаги 291. Варщик волокнистого сырья 292. Варщик целлюлозы 293. Древопар 294. Дробильщик колчедана 295. Загрузчик балансов в дефибреры 296. Загрузчик колчеданных, серных печей и турм 297. Загрузчик сульфата 298. Кислотчик 299. Миксовщик 300. Обмуровщик кислотных резервуаров 301. Опиловщик фибры 302. Пропитчик бумаги и бумажных изделий, занятый на пропитке фибры 303. Регенераторщик сернистой кислоты 304. Слесарь — ремонтник, смазчик, уборщик производственных и служебных помещений, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятые в производстве сульфитной целлюлозы и сернистой кислоты 305. Содовщик 306. Сушильщик бумагоделательной (картоноделательной) машины, занятый на быстроходных бумагоделательных и картоноделательных машинах, работающих со скоростью от 400 и более метров в минуту

307. Хлорщик

XXII. Производство цемента

308. Работы, выполняемые рабочими на очистке шламовых бассейнов и болтушек

XXIII. Обработка камня и производство камнелитейных изделий

Работы, выполняемые по профессиям: 309. Заливщик камнелитейных изделий 310. Камневар 311. Камнетес 312. Машинист мельниц, занятый разломом диабазового щебня в порошок 313. Наладчик оборудования по обработке камня 314. Распиловщик камня

315. Фрезеровщик камня

XXIV. Производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций

316. Работа резчиком бетонных и железобетонных изделий

XXV. Производство теплоизоляционных материалов

Работы, выполняемые по профессиям: 317. Битумщик

318. Вагранщик

XXVI. Производство мягкой кровли и гидроизоляционных материалов

319. Работы, выполняемые загрузчиком варочных котлов

XXVII. Производство стекла и стеклоизделий

Работы, выполняемые по профессиям: 320. Кварцедув (кроме занятого изготовлением изделий диаметром до 100 мм и толщиной стенки до 3 мм) 321. Кварцеплавильщик 322. Красильщик зеркал, занятый на работе с применением ртути 323. Составщик шихты, занятый на работах вручную с применением свинцового сурика

324. Хальмовщик

Производство кожаной обуви

341. Работа формовщиком деталей и изделий, занятым на машинах типа «Анклепф»

XXIX. Пищевая промышленность

342. Тюковка отходов гофренотарного производства Работы, выполняемые по общим профессиям производств пищевой продукции: 343. Аппаратчик диффузии, обслуживающий диффузоры периодического действия при загрузке вручную 344. Заготовщик льда, занятый на заготовке льда в водоемах и укладке его в бунты 345. Изготовитель костяного угля 346. Машинист очистительных машин, занятый разборкой

сепараторов вручную

Производство мясных продуктов

Работы, выполняемые по профессиям: 347. Боец скота, занятый на операциях оглушения, подцепки, обескровливания крупного и мелкого рогатого скота и свиней; нутровки, съемки шкур крупного рогатого скота ручным способом; распиловки туш; шпарки и опалки свиных туш и голов; обработки туш крупного рогатого скота горизонтальным способом 348. Мездрильщик шкур

349. Обработчик шкур

Добыча и переработка рыбы

350. Все виды работ на промысловых, поисковых и приемно - транспортных морских судах 351. Кантовка бочек с рыбой вручную Работы, выполняемые по профессиям: 352. Загрузчик — выгрузчик пищевой продукции, занятый на загрузке решеток с консервами в автоклавы вручную 353. Обработчик морского зверя, занятый на мездрении шкур морского зверя 354. Обработчик рыбы, занятый на выливке — выгрузке рыбы вручную из чанов, ларей, судов, прорезей и других водоходных емкостей; перемешивании рыбы в посольных чанах вручную 355. Прессовщик — отжимщик пищевой продукции, занятый на прессовке (отжимке) рыбы в бочках вручную 356. Приемщик плавсредств 357. Рыбак прибрежного лова, занятый на ручной тяге закидных неводов, подледном лове рыбы на закидных неводах, ставных сетях и

вентерях

Хлебопекарное производство

358. Работа, выполняемая тестоводом, занятым на тестомесильных машинах с подкатными дежами емкостью свыше 330 литров при

перемещении их вручную

Табачно — махорочное и ферментационное производство

359. Работа, выполняемая подсобным рабочим, занятым транспортировкой тюков с табаком

Парфюмерно — косметическое производство

360. Работа, выполняемая рабочим, занятым на размоле амидохлорной ртути

Добыча и производство поваренной соли

Работы, выполняемые по профессиям: 361. Навальщик соли в бассейнах 362. Подготовитель бассейнов

363. Путевой рабочий на озере

XXX. Железнодорожный транспорт и метрополитен

Работы, выполняемые по профессиям и отдельными категориями рабочих: 364. Аккумуляторщик, занятый ремонтом свинцовых аккумуляторов 365. Водитель дрезины и его помощник, работающие на железнодорожных линиях широкой колеи 366. Кондуктор грузовых поездов 367. Кочегар паровозов в депо 368. Машинист дизельпоезда и его помощник 369. Машинист мотовоза и его помощник, работающие на железнодорожных линиях широкой колеи 370. Машинист паровоза и его помощник 371. Машинист тепловоза и его помощник 372. Машинист тягового агрегата и его помощник 373. Машинист электровоза и его помощник 374. Машинист электропоезда и его помощник 375. Монтер пути (при превышении установленных норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную) 376. Носильщик, занятый перемещением багажа и ручной клади 377. Осмотрщик — ремонтник вагонов 378. Пробивальщик — продувальщик труб 379. Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов, занятый сопровождением грузов на открытом подвижном составе 380. Промывальщик котлов паровозов 381. Пропитчик пиломатериалов и изделий из древесины, занятый на пропитке с применением масляных антисептиков 382. Регулировщик скорости движения вагонов 383. Слесарь по ремонту подвижного состава, выполняющий работы: по ремонту гарнитуры на паровозах при теплой промывке их; в огневой и дымовой коробках; по продувке низа и желобов электроподвижного состава и тепловозов с электрической передачей; по разборке, ремонту и сборке сливных приборов и предохранительных клапанов, по осмотру и заправке клапанов сливных приборов в цистернах из-под нефтепродуктов и химпродуктов 384. Составитель поездов, помощник составителя поездов 385. Электромонтер контактной сети, занятый на электрифицированных железных дорогах работой на высоте 386. Рабочие по погрузке асбестовых отходов, постоянно

работающие в балластном карьере асбестовых отходов

и далее еще почти 200 профессий

продолжение списка вот тут — источники

Еще немного интересной информации для вас: вот например любопытные Цитаты с Уолл-стрит, а вот Занимательные логические парадоксы и Символы, утратившие своё первоначальное значение. Вспомните еще Как появилась буква Ё и что такое Эффект Рингельмана Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=54493


Смотрите также



Образ невесты Подготовка к свадьбе Организация свадьбы Развлечения на свадьбе Поздравления и тосты на свадьбу Свадебные приметы, горосокопы и гадания
Club Brides - Клуб Невест

Как показывают статистика и практика, в подавляющем большинстве случаев именно невеста является главным идеологом и главной движущей силой процесса подготовки к свадьбе.
Как подобрать счастливую дату свадьбы, как стильно и оригинально оформить свадебные приглашения, как выбрать самое красивое свадебное платье, какую сделать прическу, каким должен быть букет невесты, во что одеть подружек невесты, где организовать банкет, как оформить банкетный зал, какого фотографа и видеооператора пригласить… Вопросов при подготовке к свадьбе возникает сотни… Без совета и помощи не обойтись.
Свадебный портал «Клуб Невест» (Club Brides) посвящен всем самым главным вопросам, которые возникают у будущих молодоженов в процессе подготовки к свадьбе, а также всем тем вопросам и нюансам, которые необходимо учесть, чтобы свадьба стала действительно красивым, ярким, веселым и запоминающимся событием.
Мы подскажем вам, как подобрать счастливую дату свадьбы, как стильно и оригинально оформить свадебные приглашения, как выбрать самое красивое свадебное платье, какую сделать прическу, каким должен быть букет невесты, во что одеть подружек невесты, где организовать банкет, как оформить банкетный зал, какого фотографа и видеооператора пригласить и многое-многое другое…


2015- © Club Brides - Клуб Невест | Содержание | Карта сайта
Копировать материалы без размещения прямой активной ссылки на CLUBBRIDES.RU запрещено!