Образ невесты Подготовка к свадьбе Организация свадьбы Развлечения на свадьбе Поздравления и тосты на свадьбу Свадебные приметы, горосокопы и гадания

Женщина у индейцев


Женщины индейцев: их место в обществе, правильное наименование :

О жизни индейцев люди, как правило, узнают из приключенческих романов и художественных фильмов. Но вот о том, как на самом деле жили представители коренного населения Америки, известно немногим. Тем более, это касается женщин индейцев. О них известно еще меньше, чем о мужчинах. О том, как называются женщины у индейцев, будет рассказано в статье. А также будет уделено внимание тому, каково было их место в традиционном обществе.

Индеец-женщина: как правильно ее назвать?

Индейцами называют всех представителей коренного американского населения. Исключение составляют только алеуты и эскимосы. Индейцы по антропологическому типу относятся к американоидной расе. Сейчас существует примерно одна тысяча таких народов. В конце XV века их было около 2,2 тысяч. В Латинской Америке к концу прошлого века индейцев насчитывалось около 40 млн, в США – больше 1,5 млн, а в Канаде – 500 тысяч.

Обобщенное название «индейцы» возникло из-за ошибки, которую допустили европейские мореплаватели, которые, открыв новую землю, приняли ее за Индию. Так получились, что с тех пор принято называть мужчин индейцами. А женщины? Как их назвать – вот в чем вопрос. Существуют варианты: индуска, индейка, индианка. Правильным будет последний вариант. Почему он часто вызывает сомнение? Это связано с тем, что он полностью совпадает с названием женщин из Индии. Они также именуются индианками, тогда как в названии мужчин есть различие: коренные жители Америки – индейцы, а те, кто живет в Индии, – индийцы.

Интерес представляет тот факт, что в обществах североамериканских индейцев, которые были в сравнении с европейскими гораздо более архаичными, распределение гендерных ролей можно даже назвать прогрессивными. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Женщина – полноправный член общины

Индианка рассматривалась не только в качестве матери, сакрального источника жизни и работницы в домашнем хозяйстве. Оказывается, она была полноправным членом общины, а порой ей приходилось быть и воином, и главой семьи, и правителем. Но, тем не менее,у индейцев женщины, фото которых помещено в статье, не теряли своей красоты и женственности.

По мнению историка Джона Уайта, не меньше половины всех индейских племен, которые раньше жили на территории современных Соединенных Штатов, были матриархальными и матрилинейными. Сегодня среди индейских общин, признанных властями США, в 25 % за женщинами остается доминирующая роль.

Как известно, матриархальность – это такая форма общества, где женщинам принадлежит лидирующая роль, особенно матерям семейств. Что касается матрилинейности, характерной для архаичных обществ, то она говорит об определении имени и ведении счета рода по материнской линии.

Это влекло за собой соответствующие правовые последствия. Имущество наследовалось по женской линии, судьбой семьи и общины управляли женщины. Например, у представительниц слабого пола из племени навахо было больше прав как на домашнее имущество, так и на распоряжение семейным доходом и судьбой детей.

Баланс полов

Для индейцев было нехарактерным представление о гендерных ролях, существовавшее у европейцев, согласно которому мужчина – это воин и работник, а женщина – домохозяйка. У них наблюдалось стремление к балансу между полами, к распределению большинства обязанностей на взаимной основе.

Безусловно, преимущества по участию в охоте и войнах наступательного характера оставались за мужчинами. А за женщинами индейцев – владение жильем, другим семейным имуществом, занятие земледелием, главная роль в воспитании детей.

У ирокезов вождями были мужчины, которых нередко выбирали путем свободного голосования представителей обоих полов или же исключительно женщин. Если последние были недовольны вождем, он мог лишиться своего почетного места.

Отношение к браку

Как правило, оно было либеральным. Например, у ирокезов, если партнеры не были желанными друг для друга, принуждение к супружеству не практиковалось. А брачные союзы, которые уже были заключены, подвергались испытательному сроку. На протяжении одного года какая-либо из сторон могла незамедлительно расторгнуть брак при желании.

Европейцы, которым доводилось наблюдать за жизнью «дикарей», удивлялись тому, как женщины индейцев пашут землю, занимаются сбором урожая, сами строят и устанавливают дома – типи. А также готовят еду, заготавливают дрова, осваивают различные ремесла, иногда принимают участие в охоте.

Женщина ближе к богу

Почтением к женщинам как к источнику жизни и демократичностью по отношению к ним отличались даже патриархальные индейские общества. Европейские колонизаторы, зная о таком трепетном отношении к жизни слабого пола, пользовались им в своих целях. Взяв в заложники женщин, они могли заставить мужчин сложить оружие.

Например, именно так произошло, когда кавалерийский полк под командованием Джорджа Кастера в 1868 году при Уошите быстро напал на мирное население, взяв в плен больше 50 детей и женщин. После этого американцы вынудили большую группу индейцев уйти со своих земель в резервации.

Воле захватчиков готовы были подчиниться и шайенны, оберегая своих женщин – жен, матерей и сестер. Примечательными являются слова Рональда по прозвищу Громовой Конь - воина из племени сиу. Он так говорил о женщинах индейцев: «Мы верим в то, что женщина гораздо ближе к богу, чем мужчина. Ведь она дарует жизнь, создает ее, поэтому она более святое и духовное существо, чем мужчина. Женщины важнее мужчин».

Вопрос выживания

Отличия, присущие определению гендерных ролей у европейцев Нового времени и в традиционных обществах индейцев, объясняются разностью менталитетов и более широким включением индианок в такие важные жизненные аспекты, как экономический, социальный и даже военный.

Это давало им возможность пользоваться равенством прав с мужским полом и часто ставить мужчин в зависимое положение. Таким образом, уважение к женщине вытекало из факта того, что выживание племени было невозможным не только без ее способности вынашивать и рожать детей, но и без ее участия в большинстве важных работ.

Женщины индейцев: их место в обществе, правильное наименование

О жизни индейцев люди, как правило, узнают из приключенческих романов и художественных фильмов. Но вот о том, как на самом деле жили представители коренного населения Америки, известно немногим. Тем более, это касается женщин индейцев. О них известно еще меньше, чем о мужчинах. О том, как называются женщины у индейцев, будет рассказано в статье. А также будет уделено внимание тому, каково было их место в традиционном обществе.

Индеец-женщина: как правильно ее назвать?

Индейцами называют всех представителей коренного американского населения. Исключение составляют только алеуты и эскимосы. Индейцы по антропологическому типу относятся к американоидной расе. Сейчас существует примерно одна тысяча таких народов. В конце XV века их было около 2,2 тысяч. В Латинской Америке к концу прошлого века индейцев насчитывалось около 40 млн, в США – больше 1,5 млн, а в Канаде – 500 тысяч.

Обобщенное название «индейцы» возникло из-за ошибки, которую допустили европейские мореплаватели, которые, открыв новую землю, приняли ее за Индию. Так получились, что с тех пор принято называть мужчин индейцами. А женщины? Как их назвать – вот в чем вопрос. Существуют варианты: индуска, индейка, индианка. Правильным будет последний вариант. Почему он часто вызывает сомнение? Это связано с тем, что он полностью совпадает с названием женщин из Индии. Они также именуются индианками, тогда как в названии мужчин есть различие: коренные жители Америки – индейцы, а те, кто живет в Индии, – индийцы.

Интерес представляет тот факт, что в обществах североамериканских индейцев, которые были в сравнении с европейскими гораздо более архаичными, распределение гендерных ролей можно даже назвать прогрессивными. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Женщина – полноправный член общины

Индианка рассматривалась не только в качестве матери, сакрального источника жизни и работницы в домашнем хозяйстве. Оказывается, она была полноправным членом общины, а порой ей приходилось быть и воином, и главой семьи, и правителем. Но, тем не менее,у индейцев женщины, фото которых помещено в статье, не теряли своей красоты и женственности.

По мнению историка Джона Уайта, не меньше половины всех индейских племен, которые раньше жили на территории современных Соединенных Штатов, были матриархальными и матрилинейными. Сегодня среди индейских общин, признанных властями США, в 25 % за женщинами остается доминирующая роль.

Как известно, матриархальность – это такая форма общества, где женщинам принадлежит лидирующая роль, особенно матерям семейств. Что касается матрилинейности, характерной для архаичных обществ, то она говорит об определении имени и ведении счета рода по материнской линии.

Это влекло за собой соответствующие правовые последствия. Имущество наследовалось по женской линии, судьбой семьи и общины управляли женщины. Например, у представительниц слабого пола из племени навахо было больше прав как на домашнее имущество, так и на распоряжение семейным доходом и судьбой детей.

Баланс полов

Для индейцев было нехарактерным представление о гендерных ролях, существовавшее у европейцев, согласно которому мужчина – это воин и работник, а женщина – домохозяйка. У них наблюдалось стремление к балансу между полами, к распределению большинства обязанностей на взаимной основе.

Безусловно, преимущества по участию в охоте и войнах наступательного характера оставались за мужчинами. А за женщинами индейцев – владение жильем, другим семейным имуществом, занятие земледелием, главная роль в воспитании детей.

У ирокезов вождями были мужчины, которых нередко выбирали путем свободного голосования представителей обоих полов или же исключительно женщин. Если последние были недовольны вождем, он мог лишиться своего почетного места.

Отношение к браку

Как правило, оно было либеральным. Например, у ирокезов, если партнеры не были желанными друг для друга, принуждение к супружеству не практиковалось. А брачные союзы, которые уже были заключены, подвергались испытательному сроку. На протяжении одного года какая-либо из сторон могла незамедлительно расторгнуть брак при желании.

Европейцы, которым доводилось наблюдать за жизнью «дикарей», удивлялись тому, как женщины индейцев пашут землю, занимаются сбором урожая, сами строят и устанавливают дома – типи. А также готовят еду, заготавливают дрова, осваивают различные ремесла, иногда принимают участие в охоте.

Женщина ближе к богу

Почтением к женщинам как к источнику жизни и демократичностью по отношению к ним отличались даже патриархальные индейские общества. Европейские колонизаторы, зная о таком трепетном отношении к жизни слабого пола, пользовались им в своих целях. Взяв в заложники женщин, они могли заставить мужчин сложить оружие.

Например, именно так произошло, когда кавалерийский полк под командованием Джорджа Кастера в 1868 году при Уошите быстро напал на мирное население, взяв в плен больше 50 детей и женщин. После этого американцы вынудили большую группу индейцев уйти со своих земель в резервации.

Воле захватчиков готовы были подчиниться и шайенны, оберегая своих женщин – жен, матерей и сестер. Примечательными являются слова Рональда по прозвищу Громовой Конь - воина из племени сиу. Он так говорил о женщинах индейцев: «Мы верим в то, что женщина гораздо ближе к богу, чем мужчина. Ведь она дарует жизнь, создает ее, поэтому она более святое и духовное существо, чем мужчина. Женщины важнее мужчин».

Вопрос выживания

Отличия, присущие определению гендерных ролей у европейцев Нового времени и в традиционных обществах индейцев, объясняются разностью менталитетов и более широким включением индианок в такие важные жизненные аспекты, как экономический, социальный и даже военный.

Это давало им возможность пользоваться равенством прав с мужским полом и часто ставить мужчин в зависимое положение. Таким образом, уважение к женщине вытекало из факта того, что выживание племени было невозможным не только без ее способности вынашивать и рожать детей, но и без ее участия в большинстве важных работ.

Чем индейцы-женщины отличаются от своих европейских "сестер" и как их называть правильно?

Человек – существо любопытное. Всем нам свойственно испытывать интерес к тем, кто не похож на нас, и узнавать нечто новое. Возможно, именно по этой причине мы так любим путешествовать, общаться с иностранцами, узнавать традиции и культуры других народов. Попробуем разобраться, чем индейцы-женщины отличаются от европейских и российских прекрасных дам, а также выяснить, как следует правильно их называть.

Кто такие индейцы?

Индейцами правильно называть представителей всех коренных народностей Америки. Очень часто этот термин путают с индийцами – аборигенами Индии. И это происходит не случайно. Название жителям Америки дал первооткрыватель Христофор Колумб, а он, так же как и большинство мореплавателей XV века, считал, что за океаном находится именно Индия. Что интересно, индейцы-женщины поразили его с первых же встреч. В своих заметках Колумб писал о том, что эти дамы отличаются высоким ростом и отличным телосложением, много улыбаются и отличаются природным обаянием.

На сегодняшний день на территории современной Америки насчитывается около 1 тысячи различных индейских народностей. Что примечательно, во времена путешествия Колумба их было более 2 тысяч.

Люди, не увлекающиеся антропологией и культурой коренных народов Америки, не всегда могут сразу вспомнить правильное название местных аборигенов. С мужчинами еще более-менее понятно: индиец – живет в Индии, а индеец – коренной американец. Если вы хотите производить впечатление человека образованного и грамотного, постарайтесь запомнить это различие и не путаться.

Итак, с мужчинами разобрались, а как называют женщин-индейцев? Все просто: индианка. Что любопытно: это слово уместно и для представительниц коренных американских племен, и для прекрасных дам из Индии.

Интересный факт: сегодня в США на фоне массовой пропаганды толерантности слово «индианка» практически не употребляется, чаще используется более корректное определение: «коренная американка».

Какие они, настоящие индианки?

Современная культура в художественных произведениях о жизни на Диком Западе чаще всего все главные приключения отдает мужчинам. А ведь на самом деле это не так. Индейцы-женщины - не только хранительницы домашнего очага и превосходные рукодельницы. Многие представительницы прекрасного пола среди коренных народов Америки являлись бесстрашными воинами. А такое явление, как женщина-вождь племени, встречается и сегодня. Но все же рукоделию и бытовым обязанностям девочки по-прежнему обучаются с рождения. Многие племена имеют сложные традиционные наряды. Ткачеству, бисероплетению и другим рукодельным техникам дочерей матери усиленно учат уже с 7-8 лет.

Индейцы, сохранившие племенную принадлежность, трепетно сохраняют все традиции и обычаи своего народа. Что примечательно, многие современные коренные американцы ведут вполне современный образ жизни, бывают в крупных городах и пользуются благами цивилизации.

Жизнь современных индианок

Сегодня индейцы и белые женщины равны в правах. Во многих коренных племенах молодым девушкам разрешается получать образование вдали от дома, нередкое явление и браки с представителями других народностей. И все же многие индианки предпочитают вести традиционный образ жизни и никуда не уезжать из родных деревень.

Культура многих племен поражает своей самобытностью. Здесь все еще верят предсказаниям шаманов, уважают старейшин, живут большими семьями, не знают зла и зависти. Считается, что индейцы-женщины от природы обладают очень хорошим здоровьем. В традиционных индейских семьях обычно много детей. При этом беременность и роды у индианок проходят легко и без проблем, несмотря на низкий, по современным европейским и американским меркам, уровень медицинского обслуживания.

Что примечательно: среди представителей коренных американских народностей немало людей, добившихся общественного признания и мировой известности. Есть среди индейцев и индианок известные деятели культуры и шоу-бизнеса, политики, спортсмены и просто высококвалифицированные специалисты в определенных областях.

15 незабываемых фото индейских девушек 19 века, демонстрирующие их уникальную красоту

Ирина Бадешко

Сегодня мы отправляемся в очередное увлекательное путешествие во времени и пространстве — на сто лет назад на территорию Соединенных Штатов Америки. Эти редкие и прекрасные старинные портреты юных девушек из коренного американского народа были сделаны в конце 1800-х годов, но, несмотря на столь внушительный «возраст», многие из них до сих пор прекрасно сохранились и отличаются хорошей четкостью и ясностью изображения.

В традиционной индейской культуре женщин всегда уважали, и, хотя их роль в обществе, как правило, сильно отличалась от мужской, зачастую они обладали такими же правами, как и мужчины. Им принадлежал дом и все, что в нем, а в некоторых племенах женщина даже отвечала за выбор жилья. Кроме того, деятельность женщин в индейских племенах всегда имела центральное значение для благосостояния общества.

Давайте же посмотрим, как выглядели юные представительницы коренного американского народа на рубеже 19 века. Их необыкновенная красота и уникальный стиль не могут не впечатлить!

Марсия Паскаль — наполовину чероки, дочь офицера американской армии Джорджа Паскаля, 1880-е.

О-о-оби, кайова, 1894.

Хэтти Том, представительница племени апачи, 1899.

Коренная американская девушка, 1870-1900.

Гертруда Три Пальца, представительница шайеннов, 1869-1904.

Чероки Наньехи, лакота.

Неизвестная индейская девочка, лакота, 1890.

Элси Вэнс Честуэн, чирикауа.

Индейская девушка в традиционной одежде.

Девушка из племени таос-пуэбло, 1880-1890.

Девочка цаватенок, 1914.

Девочка хопи, 1895.

Молодая женщина из племени утэ, 1880-1900.

Девочка кайова, 1892.

Милый Носик, представительница шайеннов, 1878.

Поделитесь этим постом со своими друзьями!

Псссс..!! Теперь TravelAsk сравнивает цены с тысячи сайтов на авиабилеты, отели, аренду авто и многое другое! Попробовать

Индианки. Мир победившего феминизма

Как полагает историк Джон Уайт, не менее половины индейских племен на территории современных США были матриархальны и матрилинейны. И сегодня у 25% признанных правительством США индейских общин женщины играют доминирующую роль. Матрилинейность, характерная для архаичных обществ, означает определение имени и ведение счета рода по матери. Это несло и правовые последствия — наследование имущества по женской линии, женское управление судьбой семьи и общины. Так, женщины племени навахо имели больше прав на домашнее имущество, распоряжение семейным доходом и судьбу детей.

Маленькая Птица, индианка оджибве. 1908 г. (Pinterest) Гертруда Третий Палец из племени шайеннов. (Pinterest)

Европейское представление о гендерных ролях, в рамках которого мужчина рассматривается как работник и воин, а женщин — как домохозяйка, было непривычным для индейцев, стремившихся к половому балансу, взаимному распределению большинства обязанностей. Конечно, за мужчинами оставалось преимущество при участии в охоте и наступательных войнах, но за женщинами нередко — владение жильем и семейным имуществом, занятие земледелием, ведущая роль в воспитании детей. У ирокезов — одной из самых крупных групп племен, мужчины хотя и были вождями, но нередко выбирались свободным голосованием женщин и мужчин или только женщинами, недовольство которых было чревато потерей почетного места. Либеральным было у ирокезов и отношение к браку — совершенно неподходящих партнеров не принуждали к супружеству, и заключенные брачные союзы выдерживали «испытательный срок»: в течение года одна из сторон могла свободно и быстро расторгнуть брак, если не понравилось.

Люсиль, индианка сиу. 1907 г. (Pinterest)

Европейцы, наблюдавшие жизнь «дикарей», были поражены тем, как индианки пашут землю и собирают урожай, строят и устанавливают типи (индейские дома), заготавливают дрова и еду, занимаются ремеслами и порой даже участвуют в охоте.

Даже патриархальные индейские сообщества отличались демократичностью в отношении женщин и почтением к ним как к источнику жизни. Трепетное отношение к жизни женщин иногда использовалось европейскими колонизаторами — взяв их в заложники, можно было легко принудить индейских мужчин сложить оружие. Так, например, поступил 7-й кавалерийский полк Джорджа Кастера в «битве» при Уошите в 1868 г. В ходе быстрого нападения на мирное селение полк пленил более пятидесяти женщин и детей, и затем американцы принудили многочисленную группу индейцев покинуть свои земли и уйти в резервации. Оберегая своих жен и сестер, шайенны готовы были подчиниться воле захватчиков. Индеец племени сиу Рональд Громовая лошадь говорит о женщинах: «Мы верим, что женщина намного ближе к богу, чем может оказаться мужчина. […] женщины, так как даруют жизнь, создают ее, намного более святые и духовные существа, чем мужчины. Они важнее мужчин».

Индейская пара. Фото 1912 г. (Pinterest) Индианка из племени чикасавов. (Pinterest)

Женщины в патриархальных племенах в большинстве повседневных социальных, экономических вопросов, а также в браке были практически равноправны с мужчинами, так как их работа была не менее важна для выживания сообщества. Приняв участие в войне, женщина могла обрести равный мужскому социальный статус. Немало племен отличались равноправием. У индейцев хопи женщины, помимо политического, обладали и сексуальным равенством с мужчинами. Индианки племени чероки были воинами наравне с мужчинами, владели домами, построенными мужчинами и управляли семьями. На войну ходили и женщины племен омахов, шайеннов, понков, сиу etc. Техасские рейнджеры в столкновениях с команчами убивали женщин так же, как мужчин, так как те представляли не меньшую опасность и владели оружием не хуже своих мужей и братьев. Согласно легенде шайеннов, именно женщина по имени Тропа Бизонихи выбила из седла Джорджа Кастера, командира американцев в битве при Литтл-Бигхорн в 1876 г. (самая громкая военная победа индейцев над захватчиками). Капитан Роберт Картер, воевавший против команчей в начале 1870-х гг., писал, что индианка «сражается со всей силой ее дикой натуры и отчаянием тигрицы, используя лук и револьвер, из которых великолепно стреляет». Воистину, ни один гендерный шовинист не осмелится указать такой женщине на «ее место на кухне».

Индианка чероки. (Pinterest) Индианка из племени крик. (Pinterest)

Отличия в определении гендерных ролей в традиционных индейских сообществах и у европейцев Нового времени объясняются как разностью менталитетов, так и тем, что индианки оказались более включенными в экономическую, социальную и даже военную жизнь своих обществ, что позволяло им не только пользоваться равенством с мужчинами, но и нередко ставить их в зависимое положение. Уважение к женщине естественным образом проистекало из того факта, что не только без ее роли матери, но и без участия во всех жизненно важных работах выживание племени невозможно.

Норма Смоллвуд Брюс — первая индианка, получившая титул Мисс Америка, 1926 г. (Pinterest)

Вместе с тем, индианки совсем не чужды женственности. Фотографии, сделанные в основном на рубеже 19−20 вв., запечатлели их великолепную национальную одежду, страсть к украшениям и особую, гордую и красивую манеру держаться. В большинстве племен женщины носили рубахи и юбки и рубахи-платья, снабженные бахромой, вышивкой, рисунками, бисером, ракушками и перьями. Индейские мужчины и женщины носили серьги, ожерелья, кольца, браслеты и другие аксессуары. Уже более ста лет визуальная красота индейской культуры пользуется устойчивой популярностью у художников различных жанров, исследователей и ценителей искусства.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Брак и семья

Если в повседневной жизни индейцев и мужчины и женщины должны были соблюдать определенные правила и предписания, то в таком серьезном вопросе, как вступление в брак и создание семьи, это требовалось тем более. Люди жили в сложном мире, в окружении дикой природы, щедрость которой была весьма переменчива. Поэтому каждый член сообщества должен был четко соблюдать свои обязанности и нести свою долю ответственности ради выживания всех его членов. Безответственность и фривольное отношение к жизни не допускались, никто не мог взять «паузу» или «каникулы» в выполнении своих обязанностей. Вся жизнедеятельность осуществлялась на основании четких правил и предписаний. Тщательно старались сохранить все полезное из прошлого, что могло пригодиться и сегодня. Жили сегодняшним днем, «здесь и сейчас»; каждодневные заботы не оставляли времени на то, чтобы думать даже о недалеком будущем, не говоря уже о таких вещах, как прогресс и эволюция. Необходимо было не упустить ничего из опыта предыдущих поколений, что позволяло в прошлом обеспечить успешную жизнедеятельность и безопасность племени и преодолевать подстерегавшие опасности. Если удалось установить в прошлом незримые связи со вселенной, благодаря которым можно было двигаться вперед, то следовало во что бы то ни стало сохранить эти связи, не нарушить их, поскольку от этого зависело выживание и успешная жизнедеятельность племени сегодня.

Поэтому считалось, что такие вопросы, как вступление в брак, не могут быть лишь частным делом тех лиц, которые к этому имеют непосредственное отношение. На первом месте всегда стояли вопросы обеспечения выживания и жизнедеятельности племени, а все внутриплеменные вопросы, в том числе и вступление в брак, рассматривались в первую очередь именно с этой точки зрения. Конечно, в вопросах брака присутствовала известная широта взглядов, поскольку, несмотря на вызванную условиями среды обитания необходимость довольно строгой регламентации жизни внутри сообщества, для индейцев всегда была характерна определенная терпимость. Людей, явно неподходящих друг другу, не принуждали к вступлению в брак. Более того, в ряде племен допускалось, что мужчина может быть женоподобным и соответственно не в состоянии выполнять те обязанности и нести ту ответственность, которые мужчина обязан выполнять в семье. Таким лицам мужского пола разрешалось носить женскую одежду и выполнять женскую работу. Большинство же мальчиков и девочек, достигших 13–14 лет, вступали в брак, который очень тщательно готовился. Необходимо было учесть вопросы, связанные с положением, занимаемым семьями жениха и невесты в племени, степенью родства между ними, а также наличием всякого рода табу и факторов, препятствующих заключению брака. Взаимные чувства жениха и невесты в расчет не принимались: нередко бывали случаи, когда очень молодой человек женился на гораздо более старшей женщине и наоборот; это делалось умышленно, чтобы один из партнеров мог воспользоваться жизненными знаниями и опытом другого.

Индейская семья была обычно моногамной, но у некоторых племен существовала практика многоженства. Это обычно имело место в тех сообществах, где мужчина был достаточно состоятельным, чтобы содержать несколько жен, либо же когда в ходе войны было захвачено много женщин-рабынь. Обычно полигамный брак сосуществовал одновременно с моногамным и был добровольным. Например, встречались случаи, когда мужчина был настолько доволен одной из своих жен, что просил и ее сестру стать членом их семьи, а для этого стать его женой; либо двоюродная сестра была настолько расположена к своему двоюродному брату, что просила его взять ее в жены. У некоторых племен вторая жена считалась временной и должна была покинуть дом, когда находила себе мужа, у которого она считалась бы постоянной женой. Многоженство помогало женщинам не остаться в старых девах и избежать бесплодия, что очень порицалось у древних народов. С другой стороны, оно помогало избежать падения рождаемости и таким образом способствовало росту и развитию племени. Практика полиандрии, или многомужества, в Северной Америке практически не встречалась, хотя у эскимосов был обычай предлагать своих жен гостям для сексуальных развлечений. У некоторых шошонских племен женщина имела право вступать в интимную связь с другими мужчинами, когда муж был на охоте.

Иногда встречались такие формы брака, при которых в случае смерти мужа его место немедленно занимал родной или двоюродный брат; а в случае смерти жены – сестра или двоюродная сестра. Таким образом, в первом случае обеспечивалась забота о вдове и ее детях, а во втором – дети вдовца не оставались без присмотра. У эскимосов был обычай, что человек, убивший другого человека, должен был взять на себя заботу обо всех иждивенцах последнего. Процедура вступления в брак была иногда сугубо формальной и сопровождалась только обменом подарками, а иногда шумным пиром и увеселениями. Развод, в отличие от мусульманских правил, осуществлялся очень просто, без какой-либо процедуры; одной из сторон было достаточно всего лишь объявить об этом.

Может показаться, что существовавшие у индейцев порядки и правила в вопросах семьи и брака были холодными и бесчувственными, особенно по отношению к женщинам. Однако следует иметь в виду, что у большинства индейских племен мужчины не играли в них ведущей роли – ни в семье, ни в племени. На каждое племя с преобладающей ролью мужчин приходилось племя с аналогичным преобладанием женщины, причем последнее нередко встречалось у очень воинственных и агрессивных племен – в частности, среди участников Союза ирокезских племен. Вероятно, почти у половины индейских племен Северной Америки существовал матриархат, и линия родства считалась по материнской линии, как если бы мы сегодня брали отчество по имени матери, а не отца. Случалось, что женщине принадлежало все имущество и все пожитки в доме, как и само жилище, будь то дом или типи. Они полностью переходили к ней как в случае смерти мужа, так и при разводе. Женщины навахо, например, всегда имели большие права на домашнее имущество по сравнению с мужчинами и были соответственно более богатыми и зажиточными. У них скапливалась вся выручка от продажи вытканных или шерстяных изделий, а их сыновья всю жизнь оставались «детьми своей матери», а не «своих родителей». У ирокезских племен, считавшихся самыми воинственными, женщины выбирали племенных вождей, а также отстраняли их от должности, если не были удовлетворены их деятельностью. Что касается развода, то женщины обладали такими же правами на него, как и мужчины. Женщина тоже могла дать супругу «от ворот поворот». Он мог вернуться с поля или с охоты и увидеть сложенные перед входом в жилище свое седло и личные вещи – в этом случае ему оставалось лишь взять их и вернуться в дом матери. Иногда женщина специально «доводила» мужа, провоцируя его на то, чтобы он ее избил, а затем использовала это как повод для развода.

В ряде сообществ жизнь была настолько сконцентрирована вокруг матери, что после свадьбы муж должен был в течение года или двух жить с женой в доме тещи. Короче говоря, хотя у женщины были ее собственные, весьма специфические, сложные и трудоемкие обязанности и сфера ответственности, это не означало, что она играла незначительную роль или находилась в унизительном положении, хотя встречались и племена, где женщина рассматривалась как рабыня или часть домашнего имущества. Пренебрежительное отношение к женщине выработалось в результате промышленной революции, поскольку поставило в приниженное и зависимое положение жен рабочих, а также не знающих, чем заняться, «скучающих» жен представителей среднего класса. Индейские женщины были избавлены от этого: им не приходилось ни терять своего достоинства, ни ощущать свою ненужность.

К индейской женщине дети порой чаще обращались за советом, чем к отцу. Иногда родственники жены – ее дяди – играли большую роль в воспитании, чем родной отец. Ребенок часто называл отцом дядю матери, таким образом, у него как бы было несколько отцов.

Процесс воспитания был организован таким образом, чтобы в нем активно участвовали и мать и отец и чтобы ребенок получил от них как можно больше полезного, причем как можно быстрее. Детей начинали учить всякого рода необходимым вещам с того момента, как они уже умели ходить. Индейцы не могли допустить, чтобы дети не приносили никакой пользы до тех пор, пока вырастут. К детям с довольно раннего возраста начинали относиться как к взрослым, и к моменту достижения полового созревания они были уже достаточно сформировавшимися, чтобы вступить в брак. С самых ранних лет дети учились тому, что делали взрослые. Мальчики добывали рыбу при помощи маленьких острог и охотились с помощью такого же оружия, как у взрослых, только меньшего размера. Девочки помогали матери по дому, нянчились с младшими братиками и сестренками, помогали собирать орехи и ягоды. Вследствие того что к ним не относятся как к игрушкам или избалованным чадам, для детей индейцев характерно серьезное отношение к жизни и не по возрасту мудрые суждения, что оказывает сильное впечатление на общающихся с ними белых людей.

Индейцы снисходительно относились к детям в самом раннем возрасте, хотя отношение к незаконнорожденным детям было очень суровым, иногда их даже душили в колыбели. По достижении 3–4 лет начиналось очень строгое и суровое воспитание. В этом возрасте детям наносили татуировку при помощи костяных игл; они также обязаны были пройти через ряд испытаний, закаляющих тело и характер: прыгать зимой в ледяную воду, выдержать укусы муравьев и сороконожек, покрывать бегом многокилометровые расстояния под палящим солнцем с полным ртом воды, не имея права ее глотать. Ритуал полового созревания и посвящения в мужчины предусматривал выбивание зубов, прокалывание губ и ушей, надрезание ноздрей. Когда у девочек начинались менструации, их изолировали в отдельной хижине без воды, пищи и света. Такому же заточению женщины подвергались при беременности и родах.

Не вызывает сомнения, что широко распространенное использование переносных детских люлек оказало существенное воздействие на детей, которых в них носили. Детей жестко спеленывали и зачастую фиксировали определенное положение головы и ступней ног. Способствует ли помещение ребенка в подобное «прокрустово ложе», где он связан по рукам и ногам, выработке у него ощущения безопасности или как раз совсем наоборот, пусть решают психологи. Что же касается непосредственных физических последствий, то, как рассказал автору этой книги один врач, работавший в резервации навахо, расположенной в штате Нью-Мексико, он лично видел, что во многих случаях таковыми явились серьезные деформации скелета и изуродованные конечности. Некоторые племена использовали люльки, имевшие в верхней задней части «капюшон» со шнурком, который можно было соответствующим образом затянуть, чтобы изменить форму головы – как спереди, так и сзади. Чинуки и селиши, обитавшие на северо-западном побережье, а также плоскоголовые, обитавшие на Равнинах, изменяли расположение бровей таким образом, что они проходили по прямой линии через лоб и нос. Нам это может показаться чем-то невероятным, если не извращением, но одно время подобная практика имела распространение на американском континенте. В древние времена это делали люди культуры адена, жившие на территории нынешнего штата Огайо, а также строители маундов, обитавшие на территории Алабамы и Флориды. Изменение формы головы практиковалось в древней Мексике, а также у некоторых сообществ, расположенных южнее. Однако все говорит о том, что в своем подавляющем большинстве североамериканские индейцы с отвращением относились к столь грубому вмешательству в человеческую природу и не позволяли в своих сообществах ничего подобного.


Смотрите также



Образ невесты Подготовка к свадьбе Организация свадьбы Развлечения на свадьбе Поздравления и тосты на свадьбу Свадебные приметы, горосокопы и гадания
Club Brides - Клуб Невест

Как показывают статистика и практика, в подавляющем большинстве случаев именно невеста является главным идеологом и главной движущей силой процесса подготовки к свадьбе.
Как подобрать счастливую дату свадьбы, как стильно и оригинально оформить свадебные приглашения, как выбрать самое красивое свадебное платье, какую сделать прическу, каким должен быть букет невесты, во что одеть подружек невесты, где организовать банкет, как оформить банкетный зал, какого фотографа и видеооператора пригласить… Вопросов при подготовке к свадьбе возникает сотни… Без совета и помощи не обойтись.
Свадебный портал «Клуб Невест» (Club Brides) посвящен всем самым главным вопросам, которые возникают у будущих молодоженов в процессе подготовки к свадьбе, а также всем тем вопросам и нюансам, которые необходимо учесть, чтобы свадьба стала действительно красивым, ярким, веселым и запоминающимся событием.
Мы подскажем вам, как подобрать счастливую дату свадьбы, как стильно и оригинально оформить свадебные приглашения, как выбрать самое красивое свадебное платье, какую сделать прическу, каким должен быть букет невесты, во что одеть подружек невесты, где организовать банкет, как оформить банкетный зал, какого фотографа и видеооператора пригласить и многое-многое другое…


2015- © Club Brides - Клуб Невест | Содержание | Карта сайта
Копировать материалы без размещения прямой активной ссылки на CLUBBRIDES.RU запрещено!